Поход на Хантенгри (7010 м) – часть 2

Продолжаем рассказ про поход на Хантенгри. Эта часть про самую, как потом оказалось, удачную и эффективный отрезок нашего путешествия – до лагеря 3 и вниз снова в базовый лагерь (БЛ).

Хан-ОбщиеВиды-23-Сж

Значит остановились на том, что решили мы выходит в Лагерь-1 (4300 м). Идти по нему из БЛ надо было по леднику. Переход относительно нетрудный (хотя есть нюансы – о них позже). Главная проблема вначале это выскочить на сам ледник из БЛ (базового лагеря), так стекает типа реки из ледника, сильно все изрезано, идти надо вверх-вниз. Не то чтобы трудно, но надо быть внимательным – скользко, можно слететь в эту речку с отнюдь не парной водой и просто быть внимательным.

На выходе из лагеря лежал разбившийся вертолет. Говорят, что не первый уже в этих краях. Это не тот, который за несколько дней назад до нашего приезда разбился, а другой. В общем, места для полетов тут сложные…

Хан-Быт-7

Идти до Л-1 около 7 км (наверное), набор высоты очень щадящий – 200 м по вертикали (с 4100 до 4300 м), потому хорошо подходит для самого начала. Но мы вышли, постепенно выстроились, поскакали по этим ледяным торосам и выскочили на ледник.
Ледник тоже не сказал бы, что коварный. Ледник – есть ледник, он живет, он движется, то есть всегда есть трещины, а потому надо смотреть под ноги, кое-где страховать друг друга, прыгать. Но шли не в связках, прыгали, щели были видны хорошо – где-то обошли, где-то прыгали.

Хан-ЛедПещеры-2-Сж

Хан-ОбщиеВиды-16-Сж

В общем, наша группа немного растянулась, но примерно часа через 3 с половиной (что достаточно долго, но с учетом груза нормально) мы дошли до Л-1.

Кстати, по поводу груза. Нам начальник лагеря сказал (мне кажется, что был абсолютно прав) в этом выход не брать с собой лишнего, а оставить уже на штурмовой выход. Сейчас мы собирались идти по маршруту БЛ (4100 м) - Л-1 (4300 м) – Л-2 (5300 м) – Л-3 (5800 м),постепенно привыкая к высоте, акклиматизируясь. Потому и назывался «акклиматизационный выход». Как видно, переходы по набору высоту серьезные из первого лагеря во второй и третий. После третьего мы должны были спуститься за день сразу обратно в БЛ, отдохнуть пару дней. Организм там уже полностью перестроился бы и потом уже по тому же маршруту обратно, но быстрее и из Л-3 уже на штурм. В общем, «классика акклимухи».
Сейчас мы должны были просто привыкнуть, могли быть непредвиденные осложнения с точки зрения реакции организма на высоту, а потому не советуют нагружаться. По опыту похода в 2013 г. на пик Ленина я еще помнил, как многие оставили в лагере-3 (у нас тоже был тогда на 5800 м) свои шмотки, палатки, а потом не смогли обратно подняться. Так что тоже риск. В общем, я особо не стал брать вещи, чтобы оставить их в лагере 3, а кто-то взял.
Вернемся обратно – дошли до Л-1. Более-менее все нормально были. Расселились по палаткам. Виды были вокруг другие, красивые, но по своему. Та же Хантенгри отсюда была видна меньше, так как мы подошли ближе к ее подножью.
вот виды с лагеря-1
Хан-ОбщиеВиды-17-Сж
Хан-ОбщиеВиды-18-Сж
Хан-ОбщиеВиды-19-Сж

Коварная «бутылка»
На следующий день планировался выход в Л-2, то есть набор 1 км по вертикали. На таких высотах это серьезное дело. Кроме того, нам предстоял проход через хорошо известную здесь спецам «бутылку». Во многом именно она делает Хантенгри не такой популярной среди туристов, как пик Ленина, осложняя подъем. Бутылка – это отрезок между Л-1 и Л-2, когда идешь по леднику, но постепенно заходишь в что-то типа ущелья. В итоге в этих местах с трех сторон на тебя могут обрушиться лавины, ледопад произойти, просто камень свалиться. Короче, опасное место, весьма опасное. А так как вся эта «красота» в виде лавин особенно хорошо сходит ,когда теплеет, то проходить надо до восхода солнца. То есть проскочить бутылку надо часов до 8 утра. То же самое и при спуске. Когда взошло солнце, на том отрезке опасно, серьезно опасно. Перед нами, кстати, группа еле спаслась от лавины и был сильнейший ледопад. Кстати, еще приходится идти само собой по леднику, а там трещины посерьезней и коварней, чем при переходе БЛ – Л-1.
Вот потому у нас был подъем запланирован на 2 ночи, а выход на 3. К 8 утра мы планировали вырваться из «горлышка». В 2 ночи встали, собрались. Разбились по связкам 1 инструктор и 3 клиента в каждой и пошли. Как начались трещины (примерно через час хода), уже одели кошки, сцепились в связках и пошли. Шли с разными темпами. Мне показалось, что наша связка немного шла рваным темпом, но может казалось. Кое-где я подустал, но в целом держался. Инструкторы же не давали отдыхать – надо было проскакивать бутылку. Там были подъемы по веревкам (у самого горлышка) и пр.
Времени фоткать особо не было. А потому все фото бутылки со спуска, когда проще было. Но суть видна –висит много и если сорвется, то не дай бог. Про лавины вообще молчу. Мы еще прошли по следам вчерашнего ледопада. Лежали глыбы размером примерно метр на метр, их было много и они практически полностью накрыли проход. То есть если бы кто-то там шел в то время… Выход ночью позволяет сократить риски, но не полностью устранить их…

Это вид с ледника у бутылки на ледник, где лагерь-1 стоит
Хан-ОбщиеВиды-20-Сж

А это уже виды бутылки некоторые

Хан-ОбщиеВиды-29-Сж
Хан-ОбщиеВиды-30-Сж

Лагерь-2
Так или иначе, выскочили из бутылки. Немного подустали, но выскочили на очередной ледник, который уже полого и широко шел вверх и увидели Лагерь-2 (5300 м). Это придало нам силы и мы дошли до туда и разбились снова по палаткам. Наверное в этом лагере из всех остальных места было меньше всего (опять же напомнил аналогичный Л-2 на пике Ленина на «сковородке»). Буквально пару шагов – и обрыв метров на 50. Выйти некуда, тесно. Но зато виды… Вот они… Ради них и ходим )))

Хан-ОбщиеВиды-21-Сж
Хан-ОбщиеВиды-23-Сж
Хан-ОбщиеВиды-28-Сж

Опять же мы набрали целый километр, а потому было тяжелее – акклиматизация. Снова стало давить на голову. Но в такой ситуации советуют не просто лежать, а что-то медленно, размеренно, не спеша, но делать. Мы с Саней из Воронежа решили (его идея была) делать более ровную площадку. Стали копать по очереди снег. Постепенно реклама инструктора о полезности для акклиматизации такой деятельности сделала свое дела и в итоге нам помогали копать по очереди почти всей группой.
Несколько раз видели и сходящие лавины. Вот фото одной из них, удалось «поймать» (облако с центре-справа из снега – это и есть лавина. Это на фото ничего так, а рев впечатляет и понимаешь, что лучше там не быть).
Хан-ОбщиеВиды-22-Сж

Легли спать. Нас было трое в палатке. Немного тесновато, но ничего. Я лишь боялся, что если выйду ночью в туалет, то могу улететь вниз. Обрыв был буквально в паре шагов от выхода. Но обошлось. Да и к туалету проход был такой, что без палок как минимум лучше было не ходить. Если соскользнешь, то улететь можно было очень далеко.

Внизу мусор, который некоторые поросята скидывали вниз... Кстати, заметил там и пакет с корейской лапшой ))

Хан-Быт-9
Хан-Быт-10

Лагерь-3
Но поспали нормально. Утром встали, пошли в лагерь 3. Набрать надо было высоты поменьше, уже не 1000, а 500 м – до 5800 м, но это было выше. Короче опять в связках, пошли. Вышло солнце, стало жарко. Мы шли каждая связка опять же своим темпом. Кое-кто в сторону ушел, «нашел правильный путь» (ну крюк небольшое сделали, обходя трещину), но в итоге дошли нормально. И были в лагере-3. Тоже устали, но терпимо было. Оказались в Л-3 на высоте 5800 м. Это была конечная точка акклиматизационного выхода. Потом при повторном заходе мы должны были бы выходить уже на штурм вершины. Отсюда гребень, по которому надо было идти, был виден, но не сама вершина.
А так виды – тоже потрясные: и ледяные стены вокруг, и горные кряжи вдали и вообще… Вот они, Кра-со-та….
Хан-ОбщиеВиды-24-Сж
Хан-ОбщиеВиды-25-Сж
Хан-ОбщиеВиды-26-Сж
Хан-ОбщиеВиды-27-Сж

Дорога вниз
Настроение у всех было хорошее. Кое у кого голова болела из-за высоты, кого-то даже вырвало, но держались. Все шло по плану, дней мы не потеряли. На следующий день мы должны были с утра «свалиться» вниз с Л-3 сразу аж до базового лагеря, где нас ждал отдых на целых два дня. С высоты 5800 до 4100 м. Но вниз, не вверх, тем более погода стояла хорошая, снега не было,ничео не мешало. Надо было только опять же бутылку проскочить до 8 утра, правда уже в обратном направлении.
Встали в 3 утра. В 4 вышли. Правда одна связка кое из-за кого (не будем переходить на личности, человек знает) задержалась на 40 минут. Но так или иначе мы достаточно быстро (менее часа или час) уже стояли у входа в бутылку и пошли вниз, Проскочили часть отрезка вниз.
Инструктор наш, видя, что успеваем, позволил сделать некоторые фотки, но в целом тоже было заметно, что спецы с опаской поглядывают на окружающие склоны бутылки, внимательно прислушиваясь, не треснет ли где-то что-то, предвещая начало схода лавины или ледопада.

Хан-Люди-17
Хан-Люди-19

Но все обошлось. Дошли до пологой части ледника, скинули кошки. Выстегнулись из связок. И примерно в 9 утра были в лагере-1. Там попили чай, отдохнули и потом уже через пару часов, лениво, нога за ногу пошли в базовый лагерь с видом «почти победителей». Мы план на этот отрезок выполнили хорошо, дни не потеряли, все были живы-здоровы, хорошо себя чувствовали. И нас ждали два дня отдых в комфорте БЛ (он уже воспринимался по сравнению с палатками Л-2 и Л-3 как пятизвездочная гостиница) с горячей едой.
Дошли, разбрелись по палаткам и получили два дня отдыха. Кто чем занимался – в основном отдыхали, отсыпались, читали книги, стирались, сушились. Кто-то прогулялся в другие места. Я с фотиком стал лазать по морене и нашел интересные ледяные пещеры. Радовался, что организм окончательно адаптировался и чувствовал я себя хорошо.

Хан-ОбщиеВиды-31-Сж

Вот моя довольная морда с Балтикой-7 ))

Вот подледные пещеры, но про них сделаю отдельный пост с фото позже
Хан-ЛедПещеры-8-Сж

Потом два дня отдыха закончились и наступило время выхода. Правда накануне мы узнали, что прогноз дает 4 дня сильного снегопада. В это не особо верилось, глядя на чистое голубое небо и яркое солнце, но… Стали думать, как поступить. В итоге решили-таки идти уже в штурмовой выход до лагеря 1, а там уже смотреть, как действовать дальше.

Продолжение следует….

привет из Лиона
Олег, привет! Жду третью часть. Отличные фото. Жаль, что гора не пустила. Рад, что ты жив-здоров.