Поход на Хантенгри (7010 м) – часть 3 (снегопад)

Так, после перерыва продолжаю рассказ про наши приключения на Хантенгри. Напомню, что остановился на том, когда мы уже завершили акклиматизацию, отдохнули в базовом лагере и решили идти на штурм.

Хан-ОбщиеВиды-7-Сж

Как уже говорилось раньше, мы выходили, зная, что прогноз на ближайшие четыре дня был плохой. Но у нас светило солнце, так что решили попробовать, а при «первом шухере» сразу же вернуться назад в базовый лагерь.
До первого лагеря дошли бодро – на час быстрее, чем в первый раз. Мы были уже акклиматизованные, да и веса, возможно, чуть поменьше было. Пришли и завалились спать.

С утра (даже ночью – поднялись в 2-30 ночи) собрались идти, но наш старший гид ходил хмурый – явно колебался. Причина была в том, что на носу была смена погоды и это было видно по тому, что слишком тепло ночью. За ночь даже вода в бутылках не замерзла, которые лежали на улице. Но почесали репу, начались споры и в итоге пошли. Гид не хотел, чтобы мы застряли где-то во втором лагере, где нет места, а у нас еще нет еды и газа на долгое время. А через бутылку после снегопада идти было бы нельзя, надо было бы ожидать пару дней, пока снег не утрамбуется и сойдут лавины.

Хан-ОбщиеВиды-20-Сж

Хан-ОбщиеВиды-29-Сж

Короче, мы уже стали втягиваться в бутылку, как нас нагнало большущее и густое облако. Туман действительно был густой. У нас по плану было как минимум два запасных дня и с учетом дурного прогноза решили вернуться в Л-1 и подождать. Если бы снега не было, то пошли бы снова с утра следующего дня, потеряв лишь день.
Как оказалось, мы поступили очень правильно, что вернулись. Мы завалились снова спать ,а тем временем сыпанул обещанный мокрый снег. Стало ясно, что это то самое ухудшение и надо, пока есть дорога и возможность, ломиться в базовый лагерь, где «вкусно и сытно кормят, где просторно и палатки как у королей». Мы пошли в базлагерь, а сне все становился сильнее и повалил. До лагеря мы дошли без приключений. Нам объявили, что из-за такого снега минимум два дня никуда не пойдем, а потому пережидаем.

Заявление было воспринято без особой радости, но стало поводом для оптовых закупок и злоупотребления коньяком.
Когда поднялся с утра, то, выглянув из палатки, не поверил глазам – все так изменилось. Все было завалено снегом где-то до метра высотой. Вот так сравниваем, что было «до» и что стало «после».

Базовый лагерь до снегопада
Хан-ОбщиеВиды-9-Сж
Хан-ОбщиеВиды-31-Сж

А вот что было буквально на следующее утро, за ночь так навалило

Хан-ОбщиеВиды-32-Сж
Хан-ОбщиеВиды-33-Сж
Хан-ОбщиеВиды-34-Сж

Хан-Быт-13-Сж
Хан-Быт-14-Сж

Короче, это была полная попа. У кого-то порвало палатки из-за тяжести снега. Короче, мы оказались в снежном плену. Вертолет не мог летать в такую погоду, а идти мы не могли- значит сидим тихо и отдыхаем.
Но мы-то ладно, а вот треккерам из Германии, которые прилетели сюда на вертолете накануне, явно не ожидали такого поворота.
Но делать нечего. На ближайшие дни, забегая вперед, главным развлечением стали приемы пищи и расчистка дорожек от снега. А снег валил еще пару дней. Он ослаб, но все равно шел и накапливался.

Хан-ОбщиеВиды-8-Сж

А мы при этом подъедали запасы еды )) Но зато в базовом лагере. Тут мы поняли, как нам было бы плохо, если б мы ломанулись –таки в верхние лагеря и застряли бы во втором или третьем лагере. Там вообще не походишь и пришлось бы тупо лежать в палатках и экономить еду и газ.
Опять же к чести поваров надо сказать, что несмотря на вынужденное прекращение подвоза продуктов (вертолет не мог летать из-за плохой погоды) и некоторое уменьшение разнообразия кормили нас хорошо и вкусно.

Также выяснилось, что в высотных лагерях застряли и на пути к пику Победы. Но пик Победы, как я понял, это намного сложнее Хантенгри. И выше Победа (7439 м, тогда как Хантенгри – 7010 м, а это серьезная разница) и длиннее идти и выход на гребень на уровне 7 км высоты, а потом еще топать по гребню (говорят, я там не был, это только со слов крутых альпинистов) километров 9. Да и погода очень непредсказуема. При нас Победу «высиживали» несколько групп альпинистов. Кто-то уже попытался три раза подняться, но погода согнала. Потом выяснилось, что одна группа несколько раз пыталась вниз спуститься из лагеря-3 (5800 м) до лагеря-2 (5300 м). В итоге пришлось идти по снегу по грудь (фото показывали). И эти 500 метров высоты шли ВНИЗ (!!!!) 21 час, тогда как в нормальную погоду обычно это пару часов (если вниз).

Вот эта красавица-Победа...

Хан-ОбщиеВиды-13-Сж
Хан-ОбщиеВиды-28-Сж
Хан-ОбщиеВиды-36-Сж
Хан-ОбщиеВиды-42-Сж

Короче снегу навалило очень много. Это еще означало, что дорога наверх (уже возвращаясь к Хантенгри) непредсказуема . За 4 дня, что мы сидели, навалило от 80 до 100 см снега (то есть под метр), а идти так гораздо сложнее. Да и «бутылка» вообще оказывалась непредсказуемой: там и в хорошую-то погоду постоянные лавины, а при таком снеге.. В общем, сказали, что даже в случае прекращения снега и отличной погоды ждать придется не менее двух дней, чтобы снег уплотнился и лавины основные бы сошли.

Зато виды,когда вышло солнце, были красивые, хотя там всегда красиво, если снег не идет, конечно )))

Хан-ОбщиеВиды-35-Сж
Хан-ОбщиеВиды-36-Сж
Хан-ОбщиеВиды-37-Сж

Все это уже ставило под вопрос саму возможность штурма вершины чисто по времени.
Все эти дни, пока мы застряли в базовом лагере (4 дня) из-за снегопада, постоянно со всех сторон шли лавины и обвалы. Особенно, когда выходило солнце. Интересно было наблюдать: осветило солнце один склон горы – там пошли одна за другой лавины, переместилось на другой – в предыдущем месте стало потише, а в освещенной загрохотало. Ну, было понятно хотя бы из этого какая большая «попа» там была наверху.
Но постепенно снег прекратился ,засияло солнце. Снег таял, но все же медленно. Землю после снегопада мы так и не видели до отлета, снег продержался.
Стал вопрос: что делать дальше? Пришли те, кто с пика Победы. Рассказали, с какими приключениями они спускались и сколько наверху снега. Стали все думать в итоге: идти вообще или нет. Тут уже стал стоять вопрос времени. Я, например, не мог продлевать свое пребывания и ждать больше запланированного срока – у меня был билет в Москву, а потом через день в Сеул.
Вероятность была, что в верхних лагерях очень тяжело и плохо, да и лавины никто не отменял. Кроме того, никто не мог гарантировать летной погоды для вертолета, чтоб потом быстро сойти из базового лагеря вниз и уехать в Бишкек. Но небо манило наверх. Был вариант, что просто отменим поход наверх и пойдем пешком с базового лагеря до пункта, куда нас должны были доставить на вертолете. Но и там были проблемы: идти не менее 4 дней, снег опять же и т.д. и т.п.
Многое было против того, чтобы идти наверх. При самом лучшем раскладе получалось, что успевали бы «только-только» в наши сроки., да и то под вопросом многое было. В первую очередь волновало то, что можем застрять, а мне в Корею надо было позарез возвращаться вовремя, так как там пообещал помочь одному человеку. Признаюсь, одно время решил: все, жду вертушку, лечу вниз и сразу в Бишкек и раньше возвращаюсь в Москву. Но потом сел, подумал и понял: я себе просто не прощу, что не попробовал. Пусть сдохну по дороге, но попробую. Тут уж правда: лучше попробовать и не получится, чем не попробовать и потом корить себя.
Хан-ОбщиеВиды-37-Сж
Хан-ОбщиеВиды-38-Сж

Поговорил с другими ребятами и решил, что пойду. Поддержавшие меня в решении улетать вниз раньше тоже решили «Все – так все». В итоге мы все решили идти наверх, попробовать. Но там бы означало, что любая задержка означает для нас опоздание на вертолет вниз и опоздание на наши самолеты домой.
А план был стандартный. Подъем за 4 дня: 1 день – лагерь 1 (4300 м), 2 день – лагерь 2 и сразу лагерь 3 (5800 м) ,3 день – штурм и ночевка в лагере 3, 4 день – под рассвет из лагеря 3 галопом вниз, пролетаем через «бутылку» до восхода и сразу через лагерь 1 в базовый лагерь и немедленно на вертолет. Это еще при том, что получалось, что такой сход (даже и вниз) надо было сделать после штурма, где все должны были быть полуживыми. Но в итоге решили попробовать сделать так. Выход был назначен на следующий день…