Российский уголь объединяет две Кореи - отправка угля из Раджина в Южную Корею (часть 1)

Личные впечатления и некоторые комментарии отпишу потом. Сейчас здесь выложу просто то, что было опубликовано в "РГ" http://rg.ru/2014/12/03/ugol-site.html
В целом попытался разобраться в подробностях проекта, так как про него было достаточно расплывчатое представление. Ну и вот что получилось...
29_Сж



Вот, кстати, ссылки на реакцию южан на отгрузку и доставку, похоже, что проект получается (тьфу-тьфу). Если про "Победу" и инвестиции в 25 млрд. много хмыканий есть, то здесь, насколько можно судить, все реально..
http://rg.ru/2014/12/01/ugol-site.html

http://rg.ru/2014/11/29/ugol-site.html


Россия возвращается в Раджин, объединяя две Кореи
Олег Кирьянов (Хасан – Раджин – Владивосток)

1 декабря в южнокорейском порту Пхохан прошла торжественная встреча партии российского угля, которая была доставлена через порт КНДР Раджин из Западной Сибири. Данная поставка стала первой в истории, когда груз был привезен из РФ, пройдя по железной дороге России, территорию и порт Северной Кореи и затем уже морем далее в Южную Корею. Возможно это стало благодаря реализуемому ОАО «Российские железные дороги» в КНДР проекту «Хасан – Раджин», который уже начал полноценное функционирование, а в перспективе станет первым звеном единой транспортной магистрали, связующей Юг, Север Кореи, РФ, внося таким образом вклад в объединение корейской нации. Корреспондент «Российской газеты» в составе российской и южнокорейской делегации осмотрел все этапы проекта и наблюдал за отправкой исторической партии угля из Раджина.

На мысу
Стоял ясный осенний день. С мыса, на котором расположилась гостиница «Тонменсан», открывался прекрасный вид на бухту северокорейского города Раджин. На почти идеальной глади моря были видны то здесь, то там точки небольших рыболовецких шхун и лодок. Однако все они прижались к одному из берегов, освободив фарватер для следовавшего морского гиганта. В порт заходило торговое судно, к борту которого прилепились два казавшихся крошечными буксира, помогавшие сухогрузу удобнее развернуться и встать вдоль причала третьего пирса. За всем этим с мыса наблюдали два корейца, куря на ветру.
- Большое судно, - сказал один.
- Да, большое, - отозвался другой, прищурив от порыва ветра глаза.
- Давно таких не было здесь, - продолжил первый.
- Давно, - словно эхо снова повторил собеседник. – Говорят, что пойдет в Южную Корею. Потому с Юга и приехала сюда делегация. Посмотрим, что получится…

Вот общий вид бухты

5_Сж

А вот судно...

На этом разговор затих, а судно уже почти полностью втянулось в порт, начав процедуру швартовки. Постояв еще немного и докурив, корейцы развернулись и пошли обратно в гостиницу. Причудливая вереница ассоциаций от случайно подслушанного разговора навела на мысль: «Как знать, а ведь может быть потом этот день войдет в историю, про который потом скажут: «24 ноября 2014 года был сделан долгожданный важный шаг на пути объединения двух Корей. В этой день в северокорейский порт Раджин зашло судно, которое впервые доставило в Южную Корею российский уголь, привезенный в порт по железной дороге из Западной Сибири».

6_Сж

Проект «Хасан – Раджин»
То, что происходило перед моими глазами, в сухих официальных отчетах значится как «Совместный российско-северокорейский проект «Хасан-Раджин», точнее его часть. В предоставленной холдингом «Российские железные дороги» справке говорится следующее. «Реализацию проекта осуществляет совместное предприятие «РасонКонТранс», созданное дочерним обществом Российских железных дорог – ОАО «Торговый дом РЖД» и портом Раджин (в долях 70/30). Проект включает в себя реконструкцию объектов железной дороги от российской станции Хасан до северокорейского порта Раджин и строительство грузового терминала на базе пирса №3 порта Раджин. 22 сентября 2013 г. состоялась церемония ввода в эксплуатацию реконструированного участка железной дороги от станции Хасан до порта Раджин. Была проведена реконструкция 54 километров совмещенного пути (колеи 1435 и 1520 мм), восстановлены искусственные сооружения – 18 мостов, 12 водопропускных труб и три тоннеля общей протяженностью свыше 4,5 километров.

Вот сдвоенная колея.Рельсы 1 и 3 - корейские (узкая колея), 2 и 4 - российские (нумерация рельсов слева направо)

7_Сж

Введена современная автоматическая система управления движением поездов, интегрированная с системой ОАО «РЖД».
Работа по созданию универсального перегрузочного терминала включала в себя комплекс мероприятий по дноуглублению, строительству причальной стенки, оборудованию складских площадок, строительству производственных и служебных зданий и сооружений, укладке внутритерминальных железнодорожных путей. 18 июля 2014 г. состоялась церемония открытия универсального перегрузочного терминала в порту Раджин. Суммарный объем инвестиций в проект на сегодняшний день составляет 10,6 млрд. рублей. Финансирование осуществляется за счет корпоративных займов.
13 ноября 2013 г. в присутствии президента Российской Федерации
В.В. Путина и президента Южной Кореи Пак Кын Хе был заключен Меморандум о взаимопонимании между ОАО «РЖД» и консорциумом южнокорейских компаний - сталелитейного гиганта «POSCO», железнодорожного холдинга «Korail» и компании грузоперевозок «Hyundai Merchant Marine» - для проработки вопросов участия южнокорейских партнеров в проекте «Хасан – Раджин». В соответствии с Меморандумом южнокорейской стороной проводится процедура дью-дилидженс и технического аудита объектов инфраструктуры железнодорожной линии Хасан – Раджин и порта Раджин».
К этим строкам, поясняющим основную суть проекта, остается лишь добавить, что Сеул рассматривает проект не только как экономическое, но и политическое сотрудничество, которое позволит улучшить межкорейские отношения и приблизить объединение двух частей Корейского полуострова. После оценки итогов визита будет принято решение о подключении Юга к проекту в КНДР. По предварительным оценкам, инвестиции южан могут составить 150-200 млн. долларов и будут осуществляться путем выкупа 49% российской доли в «РасонКонТрансе».


Эбола, рельсы, шпалы, уголь и порт
Впрочем, членам делегаций России и Южной Кореи было не до пафосных размышлений об исторической важности момента – люди были заняты делом. Еще до приезда нас всех «обрадовали»: «В связи со вспышкой эпидемии вируса Эбола в мире власти Северной Кореи ввели жесткие карантинные меры». Как выяснилось, понадобилось приложить немало усилий, чтобы поездка российской делегации, а также 13 представителей Южной Кореи, произошла вообще. КНДР закрыла страну для въезда туристов, а для нас было сделано исключение. К счастью, сама поездка состоялась, но мы были «локализованы» на двух пятачках – гостинице «Тонменсан», где мы жили, а также 3-м пирсе порта Раджин, где расположена вся инфраструктура, а также офисное здание компании «РасонКонТранс».

Вот гостиница, где жили

30_Сж
31_Сж
42_Сж

При этом дважды в день – утром в 8 часов и вечером в 6-7 часов у нас мерил температуру врач, который приходил с кучей градусников и постоянно был в повязке на лице. Выход в город нам был запрещен вообще, часто северокорейские представители парировали наши просьбы одним словом: «Карантин!» Правда следует признать, что такие же меры касались и тех же северян, которые с нами контактировали. Они точно так же были на карантине.

Вот оно как происходило. Врач получил от нас прозвище "Шурик", помните, как в "Кавказской пленнице" Шурик тоже врача изображал? ))

26_Сж
27_Сж


Надпись же в офисе «РасонКонТранса» «Протирайте руки спиртом!», которую вывесили, чтобы люди помнили об опасности вируса и необходимости дезинфекции, стала поводом для многочисленных шуток.

28_Сж

Но нам и без этого скучать не приходилось. Каждый был занят своим делом. Например, южнокорейские железнодорожники изучали весь процесс доставки груза по «рельсам и шпалам». В итоге они лично побывали в кабине нашего тепловоза, проследив все «от и до» - как приходят на пограничную станцию Туманган вагоны, как их перецепляют и затем отправляют в Раджин. Южане проехали в локомотиве все 54 км реконструированного полотна от Тумангана до Раджина, внимательно отслеживая показания всех датчиков тепловоза и следя за работой северокорейских машинистов. «Насколько я могу судить, южане остались всем довольны: все, что хотели, они увидели, посмотрели на дороге абсолютно все и везде», - рассказал сопровождавший их во время поездки в кабине локомотива из Тумангана в Раджин опытный железнодорожник Мельников Игорь Евгеньевич, который возглавляет службу международных связей Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Представители POSCO, чья компания закупила эту партию угля, а также сотрудники ряда ТЭЦ Южной Кореи, которые изучают вопрос об организации доставки через Раджин угля, внимательно слушали угольщиков и диспетчеров: какой уголь и как он доставляется, как идет его обработка, каковы перевалочные возможности и пр. Создалось впечатление, что они обошли каждый конвейер, осмотрели каждый кран, который вел погрузку.
Представитель «Hyundai Merchant Marine» Со Бэк Сок не отходил от зафрахтованного для перевозки партии угля китайского сухогруза «Xin Hong Bao Shi» и запомнился всем тем, что не только привез в Раджин фирменную рабочую спецодежду с множеством карманов и застежек, но и свою каску. Его поведение российские коллеги охарактеризовали кратко, но очень емко: «Профессионал, что тут говорить».

Вот переговоры, осмотры, согласования и прочее...
16_Сж
17_Сж
24_Сж
25_Сж

«Цель приезда южан в Раджин – все увидеть здесь самим. И мы это прекрасно понимаем, а потому показываем абсолютно все, что они хотят увидеть. Если захотят еще что-то увидеть, то мы всегда пойдем навстречу», - пояснил заместитель начальника отдела Департамента международного сотрудничества ОАО «РЖД» Игорь Михайлюк. Но уже через день южане после обеда стали дружно заявлять, что они «будут отдыхать в гостинице», а на мой вопрос, все ли необходимое они увидели, уверенно отвечали: «Всё!». Я старался не путаться под ногами у «занятых людей», приставая с расспросами либо в перерывах или за обедом или ужином, а также «перекурами».
Правда, видя мои метания, главный диспетчер терминала Раджин Юрий Соломон сжалился надо мной: «Журналист, хочешь посмотреть из башни крана на то, как идет погрузка? Пойдем со мной!» Уговаривать меня не надо было, а потому в итоге удалось увидеть все глазами крановщиков, которые «закидывают» ковши угля в трюм балкера. «Ну, кое-чему корейцев поначалу поучить пришлось, но в итоге они освоились и сейчас работают на наших кранах уверенно», - заявил главный диспетчер, сказав, что при необходимости он может обходиться и без переводчиков, шутливо заявив, что «специалисты друг друга поймут всегда».

Главный диспетчер - Юрий Соломон, спасибо ему большое за экскурсию на кран и прочую помощь

15_Сж



А вот вид кабины крана и из кабины крана на судно и на уголь

18_Сж
19_Сж
20_Сж

Тут же на моих глазах он дал урок такого наглядного общения: «Ваня, иди и скажи крановщикам, чтобы они кидали уголь на левый борт и ближе к корме, чтобы не было крена, - сказал он, поймав за руку одного молодого корейца. – Значит так, вот смотри: сейчас судно стоит вот так, - пояснил он, подняв руки собеседника вбок и склонив получившуюся в виде буквы «Т» фигуру на одну сторону. – А надо вот так, - выровнял главный диспетчер руки собеседника параллельно земле, - Понял? Действуй! Можешь взять велосипед главного инженера, чтобы доехать до крана…» Кореец, прозванный «Ваней», посмеялся и побежал выполнять указание российского начальника. «Справляемся, научились уже понимать друг друга», - пояснил главный диспетчер.

Еще один кран и здание "РасонКонТранса" в Раджине
21_Сж


Продолжение сейчас будет...


Ждем продолжения!!! гостиница новая - сдали в этом году :)

Не слишком ли пафосный заголовок для статьи?
И таки да, я не совсем понимаю смычл в перетаскивании угля до Наджина, нежели чем отгружать его напрямую с уже существующих терминалов в России. Или здесь стоит цель "утряски" - завуалированной заброски топлива в КНДР? (сори за диванную конспирологию)

Про заголовок - ;))) без комментариев
А про смысл... мне казалось, что объяснил в статье, там есть выкладки и логика перетаскивания до Раджина, добавить нечего (в РФ официально принято все же Раджин, а не Н..., хотя южане упорно Наджин называют)... Заброска в КНДР... уголь там не остается даже, да и для таких целей не стоило бы такой огород городить, можно было бы проще сделать...
Спасибо за разбор, всё встаёт на свои места.
Про название. Наджин не только южане так называют - это официальное название на международном уровне. (в России почему-то устоялась аутентичная северокорейская транскрипция). Хотя именно так, через "Н", порт указывается на морских навигационных картах.
Я и говорил про российское произношение. Вообще-то, если говорить так, как говорят северяне, где этот порт расположен, то именно Раджин, а Начжин - это южное произношение, про морские карты - просто не знаю, я видел сплошь и рядом на обычных картах Rajin или Rason. Кстати, для американцев также Rason это все звучало, но в любом случае не принципиально. Мне кажется, определять название должен тот, кому пункт принадлежит. Но, повторюсь, мелочи все это... Разобрались бы как Корею называть по-корейски одним словом, а то и там меряются разными частями тела )))
Добавлю: посмотрел на морские карты - Наджин - порт Раджина-Сонбона )) Спасибо, буду знать про эту особенность.