Поход на Хантенгри (7010 м) – часть 4 (окончание).

Наконец-то дошли руки, чтобы завершить рассказ про попытку подъема на пик Хантенгри в августе этого года.
Хан-ОбщиеВиды-27-Сж

Так как прошло много времени, то вот ссылки на предыдущие части этого рассказа…
Часть 1: http://olegkir2002.livejournal.com/31097.html
Часть 2 : http://olegkir2002.livejournal.com/31852.html
Фото ледяных пещер: http://olegkir2002.livejournal.com/32320.html
Ночные фото: http://olegkir2002.livejournal.com/32556.html
Часть 3: http://olegkir2002.livejournal.com/33288.html
Видео с похода: http://olegkir2002.livejournal.com/33648.html

Хан-ОбщиеВиды-9-Сж

Снова наверх
Короче, продолжаю… После снегопада прошло несколько дней нормальной погоды, снег стал утрамбовываться, хотя было понятно, что идти будет тяжелее, чем ранее. Мы в итоге решили, что попробуют подняться все, хотя сомнения были до этого и у меня в том числе.
Тропа из базового лагеря до лагеря № 1 уже была. Но одно дело было идти, когда мы два первых раза поднимались до лагеря № 1 (твердый лед и широкая тропа) и сейчас – рыхлый снег, хотя, повторюсь, тропа была.

Хан-ОбщиеВиды-5-Сж

Вышли когда уже было достаточно жарко. Взяли такой хороший темп и поперли по леднику. Поскакали по трещинам, а потому уже вышли на само поле. Шли-шли, мне было достаточно жарко временами. В конце концов произошло у меня следующее: в течение минут 5-7 не больше как-то резко потерял все силы, стало «простреливать» мышцы бедра и в итоге у меня произошла судорога на обе ноги. В любом случае было такое ощущение, что я шел-шел и вдруг ноги просто отказали. Я упал практически лицом в снег, для себя достаточно неожиданно. Попытался подняться – не получается, полежал чуток, в итоге встал. Но понял, что для меня поход закончился. Оказалось, что произошло это уже не так далеко от лагеря. Я передохнул и за полчаса доковылял до лагеря.

Хан-ОбщиеВиды-35-Сж

Ощущения были полной опустошенности и жуткой усталости, ноги просто волок, хотя шел где-то скорее в середине групп, не среди отстающих. Почему это произошло – не знаю. До этого два раза поднимался в этот лагерь без проблем, дошел до третьего лагеря, а тут вдруг – бац и вырубился. Один парень, который был с нами, сказал, что я просто неверно шел по рыхлой тропе (это, конечно, изматывало), старался попадать в следы предыдущего, когда надо просто протаскивать ногу и все. Не знаю, для меня это тоже было (такой финал) неожиданным, если и сдохну, то ждал ну как минимум у третьего лагеря. Другая версия была – что я не пил витаминов, минералов, только воду, потому и судорога. Не знаю, если кто поможет разобраться, то буду благодарен. Скажу лишь, что вернувшись в Корею я потом проверил свою «физику» - сначала на одну местную горку залез, чтобы прочувствовать тонус мышц (высота была более 1500 м, набрал более километра за час с небольшим), а в октябре опять марафон пробежал. Все прошло с результатами еще лучшими, чем были накануне успешного подъема на пик Ленина годом ранее. Но тогда мы поднимались без снегопада.
Может быть действительно неверно шел по рыхлому снегу, где конкретные мышцы оказались слабыми, а при предыдущих подъемах без снега здесь же они не особо включались. Может быть и дело в минералах и витаминах, может еще что-то. Психологически конечно не самым лучшим образом повлияло вынужденно сидение в лагере, когда пережидали снегопад. Сидишь-сидишь, особо не подвигаться, тягостно это, да и как-то решимость залезть уходит… Не знаю, оправдываться не буду – сам виноват, готовиться надо было лучше. Потом просто стало ясно, что действительно не просто я так устал, на пути вниз (хотя и вниз, и по насту), но было тоже неуютно физически временами.

Мне говорили, что надо попробовать и пойти на следующий день во второй лагерь. Думал об этом, но отказался. Во-первых, было реальное ощущение, что вымотался физически и просто не смогу дойти. Во-вторых, проблема была в том, что нас разбивали по связкам, чтобы пройти пресловутую «бутылку», а тянуть других вниз я не хотел, не хотел отнимать шансы у других и быть обузой, сбивая ритм более подготовленным. В-третьих, застрять в «бутылке» или во втором лагере было бы еще большим геморроем для всех, не хотел этого. Короче, твердо сказал: «Я все, всем удачи, я завтра вниз». С одной стороны было жаль, с другой сам чувствовал, что нет, не получится. Да и было ощущение, что «сделал все, что мог» (как мне казалось по крайней мере).
Со мной еще два человека на следующий день тоже пошли вниз, а шестеро решили попробовать и пойти вверх.
Мы в итоге на следующий день дошли до базового лагеря. Сделали все верно, выйдя, когда еще холодно было, потому удалось идти по насту, не проваливаясь. Хотя, повторюсь, под конец мне снова было нелегко, опять прострелы в ногах были, но дошли нормально.

Хан-ОбщиеВиды-9-Сж
Хан-ОбщиеВиды-10-Сж

Что было дальше
Я потопал отдыхать, пить чай. Потом через несколько часов вернулись с матюгами, злые и усталые еще три человека. Что произошло? Ммогу рассказать со слов лишь других людей. Оставшиеся шесть человек должны были проскочить бутылку до 8-9 утра. Но в итоге, как было сказано, они не успели, а потому всех проводник вернул назад. При этом были переговоры проводника и начальника лагеря. Проводник сказал, что не успеваем к восходу солнца до выхода из бутылки, а потому опасно. Начальник лагеря дал приказ возвращаться в лагерь 1.
Все участники потом сказали, что до выхода было уже не так далеко (около получаса), а потому проскочить бы успели. Были обвинения в адрес главного проводника, мол, он не хотел идти наверх и потому всех саботировал.

Хан-ОбщиеВиды-20-Сж
Хан-ОбщиеВиды-21-Сж
Хан-ОбщиеВиды-29-Сж
Хан-ОбщиеВиды-30-Сж

Повторюсь, тут момент скользкий, я там не был в то время, не знаю. Говорю только то, что слышал от тех, кто бы недоволен ситуацией. Но от себя скажу, что главный проводник (имя специально называть не буду) действительно при мне в первом лагере вел разговоры и уговаривал начальника лагеря, чтобы тот отправил наверх только двух его помощников с теми, кто хочет попытаться, а сам бы проводник спустился бы с нами, кто отказался от «продолжения банкета» и решил пойти в базовый лагерь. Короче, старший проводник действительно рвался вниз. Были аргументы, мол, троих надо сопровождать вниз, там трещины, а сам он еще слабоват… Но дорога между лагерем 1 и базовым – несложная. Кроме того, с моей личной точки зрения, было не совсем верно без экстренной надобности отправлять вверх группы только с двумя помощниками проводника. Они замечательные ребята, к ним претензий нет и спасибо им за все (зовут Володя и Лев). Но при всем уважении к ним одному из них 21 год, другому вроде бы 25-27. Среди шестерки, кто пошел наверх были несколько человек в районе полтинника, а потому просто нужен был бы дядя просто поавторитетнее, чтобы и прикрикнуть мог бы при необходимости. Кроме того, из двух помощников только один и всего один раз поднимался на сам пик. На пике был несколько раз старший проводник, который, как получается, хотел вниз. Я не хочу и не могу вступать в полемику, кто прав, а кто нет (может правда до выхода из бутылки было далеко и не успевали, а может было близко и проскакивали) - я там не был. Но немного странноватые (ИМХО) для руководителя группы разговоры в стиле «я (самый опытный) хочу вниз с отказавшимися, а двое молодых ребят пусть тащат группу вверх» мне кажутся не самыми верными. Но хотелось бы послушать объяснения старшего проводника по поводу его видения, что там было наверху.

Хан-ОбщиеВиды-24-Сж

Правда, для меня это все представляет больше теоретический интерес, так как у меня к нему претензий нет – я «скис» раньше, когда этих проблем не возникло. Хотя, опять же, общий подтекст «а на фига вам ребята наверх» звучал еще с базового лагеря, не было такого, чтобы нас особо подбадривали, типа, «не скисайте, прорвемся, доберемся обязательно». Было скорее наоборот. Лично я – сам виноват, а по поводу остальных – вопросы есть, в том числе к тому, как там действительно было на выходе из бутылки.
В итоге, всех вернули опять в первый лагерь, что не особо порадовало, мягко говоря. Трое человек в итоге плюнули и ушли в базовый. Было уже солнце, идти было гораздо тяжелее, чем нам, когда шли по насту, потому и пришли – злые, усталые и ругались на старшего проводника.

Хан-ОбщиеВиды-26-Сж

Четверо опять идут вверх

В итоге в базовый лагерь вернулись шесть человек из 9 человек группы. В первом лагере сидели трое из группы и трое проводников. Оставшаяся тройка в итоге по радио закатила скандал начальнику лагеря, расписав в красках их версию событий и обвинив старшего проводника. Говорили весьма жестко. Среди тех троих был и норвежец, который был суперподготовлен – он горный спасатель, на лыжах постоянно по 70-80 км бегает, а марафон пробегает за 2-30- 2-40 (кто бегал, то поймет, это уровень очень и очень хороший). Тот мужик тоже сказал, что надо идти вверх, а не людей гонять и саботировать поход. В итоге все же старший проводник спустился в базовый лагерь (мне это непонятно, если так тяжело – зачем вообще было браться за руководство группой), наверх еще раз пошли трое из группы и двое помощников проводников. Реально мы за них болели, так как после второго лагеря могло быть еще сложнее. Говорили, что шли по колено в снегу. В итоге же, как я узнал потом (официальная публикация списков тех, кто поднялся на пик Хантенгри), из нашей группы дошли до вершины два человека – норвежец и парень из Москвы, третий – иранец (замечательный и хорошо подготовленный парень), к сожалению не дошел немного, с ним остался один из помощников гидов, а поднялся наверх тот гид, который до этого не был на самой вершине (Володя). Вот официальный список поднявшихся - наши - это те, кто взошел на Хантенгри 24 августа 2014 г. http://ak-sai.ru/alpinizm/spiski
За Вову искренне рад, уверен, что у парня большое будущее в горах, хочется, чтобы он постоянно этим занимался, ему там нравится, да и для своих 21 у него хороший опыт.

Хан-ОбщиеВиды-4-Сж

Про компанию «Ак-Сай Тревел»

К «Ак-Сай Тревел» пытались выдвигать претензии, связанные с подбором гидов (скорее конкретного старшего гида-проводника, а не всех вообще), но, как мне кажется, тут винить компанию не стоит. Гидов в сезон не хватает, а как там повернется в горах – кто его знает. Хорошие спецы всегда в дефиците.
По поводу остального могут сказать, что организация был на уровне: несмотря на объективные проблемы и падение вертушки до этого они нашли способ забросить нас наверх в базовый лагерь, Кормили везде (базовый лагерь и пункт переброса) – очень хорошо, палатки – тоже хорошие. Отдельное спасибо повару базового лагеря. Мы оказались изолированными, стали подъедать продукты, разнообразие могло пострадать, но повар всегда старалась, чтобы все было вкусно, сытно, придумывая что-то новое. Искренне спасибо ей, девушкам и парням, которые на кухне и в лагере работали. Организация транспорта, все наши трансферы, гостиницы и прочее – тоже претензий нет. Так что я лично «Ак-Саем» доволен.

Хан-ОбщиеВиды-1-Сж
Хан-ОбщиеВиды-2-Сж
Хан-ОбщиеВиды-3-Сж

Скажу, что у меня был и другой опыт. Имени компании называть не буду, но она работает в Киргизии в этой же сфере и тоже достаточно известная. В 2011 г. пытался подняться на пик Путина (есть и такой, не особо высокий – 4446 м), причины для подъема были другие, о них тут просто не особо интересно говорить. Но тогда на этот пик никто не ходил, а на сайте компании было написано, что «мы вас заведем, дорогу знаем» и прочее. Понятно, что заходить должен я сам, но, как оказалось, в той компании никто туда не ходил, маршрута не знали. Просто это гора до получения названия Путина никому интересна не была, потому и не ходили (в Киргизии на семитысячники ходят и другие более интересные ,а тут 4446 м – не особо, но вот прославилась в 2010 г. , получив имя Владимира Путина). Нашли «проводника» - он тоже туда не ходил. В итоге наша попытка оказалась неудачной, за день эту гору трудно было одолеть (или совсем рано выходить), надо было снаряжение и прочее. Это я к чему – нельзя отправлять людей туда, где сами не были, рекламируя это «мы все там хорошо знаем». Соглашусь, что пик Путина – экзотика, а на Ленина, Хан и прочие маршруты известны, но надо хотя бы говорить, какова реальная ситуация. В случае с «Ак-Аксаем» таких обманов не было, потому и написал, как может быть иначе.
Кстати, еще пара штрихов. Я что-то отличился в плане забываний. В базовом лагере выронил где-то кошелек, а при отъезде из гостиницы в Бишкеке оставил в фойе планшетник, мне все вернули «Ак-Сайцы», найдя и доставив обе находки. Спасибо им большое.
Хан-ОбщиеВиды-7-Сж

В завершение рассказа

Ну, пару штрихов напоследок.
Сначала не самые приятные моменты. Мне кажется, что проводник хотя и не может затащить на себе клиента, но подбадривать, стимулировать забраться вверх должен. Психология имеет огромное значение.
Еще одно. Мне не особо понятно поведение людей, которые знают, что физически достаточно слабы, будут представлять обузу для других и не дойдут, но все равно идут вверх, уменьшая шансы другим, хотя могли бы поступить так, чтобы хотя бы косвенно помочь другим, не создавая лишних проблем (была подобная ситуация).

Хан-ОбщиеВиды-15-Сж

Далее. Как поступать с людьми, кто просится в группу, но при этом тянет ее назад? (Разговор не про экстренные случаи, а подъем в обычных условиях) Тоже была ситуация, когда в этом плане были размышления. Мне кажется, что это связано с тем, что сказано в предыдущем абзаце. Если уж просишься в чью-то чужую группу, то надо быть как минимум не хуже, а на уровне других, а еще лучше, чтобы повыше уровнем остальных членов группы. А пытаться пойти вместе «чтоб тебя затащили» - неуважение и эгоизм. Опять же, это не про тот случай разговор, когда человек попал в ситуацию, когда его надо спасать. Тогда все ясно, а так…. Ну да ладно…

Огорчился ли я, что не смог подняться? – Не особо. Для меня главный критерий был все же «сделал все, что мог или нет». Я в итоге уткнулся мордой в снег, идти дальше не мог. Попытался до конца своих возможностей, потому сожалений нет. Вот если бы развернулся сразу, когда стали сомнения из-за снегопада, вот тогда бы, как понимаю сейчас, укорял бы себя. А так – мордой в снег, ноги дрожат, дыхание из глотки с хрипом – что еще лучше может быть? ))) Кроме того, добрался до третьего лагеря. Хантенгри – очень красивая гора, мне понравилась. Может еще попробую. Понятно, что если б забрался, то был бы доволен «как удав от пачки дуста», но а так – что смог, не жалею…
Познакомился со многими людьми, с кем вряд ли бы увиделся в обычной своей жизни. У нас у группе были специалист по вакцинам для морских животных, крупный финансист, ученый, бизнесмен, инженер, туристические гиды, владелец магазина золота, журналист – ну как нам еще вместе собраться, если не на Хантенгри? )) Было интересно познакомиться, вместе помучаться, сдружиться. Спасибо и гидам (говорю от себя) и «Ак-Сай Тревел»., а также наставникам по пику Ленина и Ала-Арче Агафонову Сан Санычу и Олегу Тураеву.
Во время «снегопадного затворничества» моим соседом по палатке был интереснейший человек – заслуженный альпинист СССР Калинин Георгий Владимирович. Человек огромного опыта, знаний и всего-всего прочего, для меня честь, что познакомился с ним.

Хан-Люди-31-Сж

В конце концов я побывал в горах, в серьезных горах, на серьезной высоте, а там такая КРАСОТИЩА!!! К ней невозможно привыкнуть, это самая большая награда – видеть все это и попытаться одолеть своими ногами. Короче, я не жалею ни о чем. Да, были «традиционные мысли» в стиле «А оно мне это, все эти мучения, нужны за мои же деньги?» Но в итоге после пары дней отдыха снова стало тянуть наверх, в горы. А если за эти деньги – Таиланд, дорогие часы или все же на Хантенгри – конечно же в горы снова и снова. Просто буду пытаться быть лучше подготовленным.
Спасибо горам за опыт и за их красоту, а всем, с кем познакомился – спасибо за радость встречи и общения, особенно это тем, с кем был в одной группе…
Ну и напоследок несколько фоток гор, это стоит видеть лично, поверьте ))

Хан-ОбщиеВиды-37-Сж
Хан-ОбщиеВиды-38-Сж
Хан-ОбщиеВиды-46-Сж
Хан-ОбщиеВиды-47-Сж
Хан-ОбщиеВиды-48-Сж
Хан-ОбщиеВиды-49-Сж

Красиво, но под кат убрать оооочень пошло бы на пользу посту.
катом пользоваться запрещает религия?
да, а также желание выявить самого остроумного и нервного комментатора
Судороги в ногах, особенно в икрах - скорее всего от недостатка магния (думаю, и сам это знаешь).
Насчёт резкого спада и усталости: тут разные причины могут быть, заочно не скажет. Обычно резкие изменения - это из-за сердца, но и сердце может быть следствием, а не причиной, напр. проблема в лёгких, а в результате - сердце перекачивает. Херня такая может носить и сезонный характер, ну, типа, аллергики летом сверх-результаты показать не могут просто потому, что "дышат одним лёгким", а по осени - полный бодряк!