Город и порт Раджин в Северной Корее - небольшой отчет

Довелось побывать в КНДР в городе Раджине. Все это было в рамках поездки по отгрузке угля по проекту «Хасан-Раджин», куда думают присоединяться южнокорейцы (пока это совместный российско-северокорейский проект). Небольшой фотоотчет об увиденном, хотя возможности рассмотреть были ограничены все же.

17_Сж




Про отгрузку угля писал вот здесь (http://olegkir2002.livejournal.com/37403.html), так что теперь впечатления от увиденного про город и все окружающее северокорейское.
Ну, сначала мы проехали через нашу легендарную станцию Хасан. Мне было интересно. Несколько раз писал про нее, а вот тут увидел лично. Небольшой такой поселок, раньше при СССР через него шло достаточно много грузов, потом тут замерло, а теперь снова вроде бы начинается оживление.

36_Сж

1_Сж

Затем проехали по пограничному мосту, совсем рядом как раз стык трех границ – РФ, КНДР и КНР (вот китайская обзорная вышка видна, я на ней неделю позже побывал, но об этом позже)

IMG_7787 (Копировать)
1_Сж
2_Сж
3_Сж

и прибыли на пограничную станцию Туманган в КНДР.
40_Сж


Нас достаточно плотно осмотрели, уделив, впрочем, особое внимание не россиянам, а южнокорейцам. Задекларировали мы все электронные носители, чтобы потом могли проверить и «неправильные» фото стереть. Наперед скажу, что у меня ничего не стерли, впрочем желания найти какую-то особую гадость тоже не было. Так, что попалось на глаза в рамках наложенных ограничений.



41_Сж

Вот это магазин в Тумангане, здесь принимают и рубли и юани и доллары. Наверное и евро, про тугрики не спрашивал.

1_Сж
26_Сж


Мимо шли пионеры, детишки.
25_Сж

Потом поехали на микроавтобусе по грунтовке до Раджина. Со мной сидел рядом переводчик от железнодорожников (северокореец), долго думал, когда я его спросил, можно ли снять обычное поле. Как я потом понял, часто лучше просто не спрашивать. Если уж что-то явное «криминальное» (с точки зрения местных) не пытаешься снять, то они не дергаются.

27_Сж

Проехали тот самый НПЗ «Сынни». Опять же, про него много слышал, но вот только сейчас увидел. Говорят, что законсервирован, но под охраной, ходят люди, внешне так чистенько, но как там с оборудование внутри – не знаю, слышал разные версии.

29_Сж

Потом проехали Собнон, который теперь вместе с Раджином объединен в общую административную единицу Расон (Раджин- Сонбон, первые слоги).
За несколько километров перед Раджином выехали уже на хорошую бетонку, которые китайцы протянули от Хунчхуня. Обещали еще и линию электропередач провести, да ухудшение корейско-китайских отношений и прочие факторы тормознули все это дело.
Ну, а вот дома в Раджине. Скажу, что Раджин значится особой торгово-экономической зоной с 1991 г., а потому считается, что здесь (по мерках КНДР) люди живут очень неплохо.

6_Сж
7_Сж

Нас, к сожалению, из-за Эболы никуда не пускали – только гостиница и потом на автобусе до порта и все. А потому фоткать получалось только из окна автобуса во время движения, да из гостиницы, которая была на отшибе от города.

30_Сж
31_Сж
42_Сж

Дома достаточно весело раскрашены, говорят, что это произошло 2-3 года назад, а до этого было однообразно и несколько уныло. Цвета же сразу сделали Раджин поярче.

3_Сж

Скульптурки были достаточно смешные )))

43_Сж
44_Сж

В центре Раджина весьма оживленно было у катка, там на роликах народ катался постоянно.

2_Сж



Говорят, что китайцы из-за ухудшения отношений с КНДР свернули серьезные проекты, но основные проекты в Раджине – с китайцами. Вот эти дома китайцы построили, вот еще здание.

12_Сж
15_Сж


Вот аквапарк, но его корейцы говорят, что сами строят. Наверное так оно и есть. В городе есть и весьма симпатичный приморский парк, но снять его забыл...

5_Сж

У России тут главный проект – который реализует «РасонКонТранс» (фактически ОАО «РЖД»). Ну вот они сделали нормальную инфраструктуру – на арендованном третьем пирсе все восстановили, дно углубили, колею от Хасана до порта протянули (обе колеи – корейская на 1435 мм и российская на 1520 мм)

7_Сж
8_Сж
13_Сж
21_Сж
21_Сж

А вот фото первого и второго пирса. Про первый пирс - мутная история, так и не понял, отдали его в аренду китайцам или нет. Северяне говорят, что нет, но дорогу китайцы протащили из Хунчхуня именно к нему, там и склад построили, но все как один говорят, что не слышали об аренде. Точно, что модернизирован только третий пирс, где наши работают.

22_Сж
45_Сж
47_Сж

Говорят, что где-то в Раджине есть ресторан русской еды «Новый свет». На снимке - офис его владельца.
14_Сж

По поводу освещения, что могу сказать. Ночью темно. Светится ярко только одно место – это как раз тот самый третий пирс, который нашим принадлежит, вот он залит светом всю ночь. Все остальное – в темноте, только кое-где подсвечены плакаты с вождями, лозунги, в паре мест видел линии неоновых подсветок на домах. Но знатоки говорят, что в Раджине стало больше света по сравнению с прошлыми приездами, стало больше машин (как с китайскими номерами, так и с корейскими). Похоже, что какое-то развитие идет. Вот фото разных зданий Раджина.

3_Сж
4_Сж
6_Сж
7_Сж
8_Сж
13_Сж
16_Сж
17_Сж

Хватает гостиниц. Говорят, что много китайцы построили. Главную гостиницу Император не видел, но судя по фото других, весьма внушительно выглядит.

IMG_8390 (Копировать)
4_Сж
9_Сж
10_Сж

Впрочем, есть и кварталы традиционных домов.
IMG_7888 (Копировать)


Вид на бухту весьма живописный, да и сама природа хорошая, ну, как на всем восточном побережье Корейского полуострова.
18_Сж
19_Сж
20_Сж
33_Сж

Много людей на велосипедах (велики, кстати, с номерами все), поменьше на мотоциклах и мопедах.
Видел и достаточно часто такси. Минут за 20 (пока от скуки у окна зевал) мимо проехали 7-8 штук такси, так что они есть.

IMG_8062 (Копировать)
23_Сж
24_Сж

Те, кто здесь давно живет, говорит, что на рынке и в городе все расчеты в юанях, то, чтобы расплачивались вонами, видели считаные разы. В гостинице тоже в первую очередь юани хотели, доллары не особо ходовые, но тоже можно.

Что еще могу сказать? Я до этого не был в КНДР по-нормальному (хотя и Раджин – спецзона, да и нас никуда не пускали из-за Эболы), только Кэсонская промзона да Кымгансан с южанами, а тут увидел корейский город. Небогато, но ничего так в целом. Люди одеты нормально, много цветных курток (в первую очередь у женщин и детей), все женщины (практически поголовно) – в брюках только, наверное удобнее работать.

Про электричество говорил – неярко ночью, в гостинице тоже свет время от времени на секунду-другую отрубался, но тут же снова включался (наверное резервные генераторы срабатывали). В гостинице было тепло, номера неплохие. Но другие говорили, что бывало сильно холодно, хотя лично я сейчас этого не почувствовал. Интересная деталь – окна были наглухо закручены и обшиты изнутри полиэтиленом, наверное, чтобы тепло не выпускали. Теплоизоляция правда хорошая, но вот не проветрить зато комнату.
Кормили хорошо, шведский стол, но как-то без особых изысков, но добротно. Один раз и собачку дали )))

Говорили, чтоб готовился к холоду и плохой воде. Холода в гостинице, повторюсь, не было, про воду не знаю. Пару раз споласкивал рот, забыв про предупреждения, проблем не возникло, так что тут не знаю про воду. Хотя эти предупреждения стали хорошим предлогом для всех нас в плане «народной дезинфенкции», в общем, ни одна бактерия не прошла )))

Извиняюсь за сумбурность пояснений, но тут лучше картинки смотреть, чем читать...




а что за проект-то у России?

судя по фоткам, всё-таки коммунизм не айс. Юкорея лучше.
про "что за проект" ссылка дана в самом начале - два предыдущих поста в моем ЖЖ подробно рассказывают об этом, почитайте, если интересно ))
Спасибо! знакомые все места :)

магазинчик в Тумангане - местный Дюти-фри, продавщица Маринка сносно говорит по русски, принимает все и рубли, и юани и валюту. Коньяк Хенеси поддельный но пить можно, не суррогат, настойки настоящие, пиво корейское и китайское Харбин - вкусное.

НПЗ «Сынни» - вреде ремонтируют и хотят запустить - нефть будут поставлять китайцы. Многоэтажки и раньше были цветными, но к 100-летию чучхе - ремонтировали и красили все здания, даже частный сектор по окраинам.

В отеле "Император" два года как вновь открыли - казино - и русских туристов туда селить перестали (наши жили там с 2008 года) Официантки, коридорные ... и т д набирают из местных, поначалу были китайцы. Отель конечно на уровне, с большим бассейном ... и т д, но его пляж очень узкий нехороший и дует тпм постоянно. Огорожен вход через проходную - посторонним не попасть ...

За отелем на вашем фото остров Пипха, на самом конце его - две гостиницы но живут только летом - туристы

Такси появились в Раджине с 2011 на 2012 год сначала пять и стояли кучкой ... затем , народ стал ездить и их стало больше ... как то вечером не могли поймать такси более чем пол-часа :)

Женщины в брюках - видимо из за погоды ... летом в брюках меньше. Много на велосипедах, многие пешком.
Спасибо за добавления, интересно. Про Сынни только не уверен, нефть китайцы не поставляют уже долго. Есть сомнения, что оборудование вообще можно перезапустить, но это лучше спецами говорить по НПЗ, а не мне. А так - из-за гребной Эболы никуда не выйти было, редиски ))) было ехидное и верное (ИМХО) замечание одного из наших: "К вам в КНДР недавно директор разведки США прилетал, почему его в карантин на 21 день не посадили? А ведь в США в отличие от России есть случаи Эболы?" ))) Ну это так, в плане ехидства
из-за гребной Эболы никуда не выйти было ...
---------------
это всегда так, не будь Эболы придумали бы что нибудь другое :) Свободно гулять по городу туристам не разрешается, только группой и только в установленные места, магазинчики, рестораны, оранжерею, музей, памятник советским солатам и на детский концерт. Очень редко удается погулять по городу, одному - в компании с товарищем корейцем, посетить пивбар, магазины ... и т д.

Хотя наши рабочие из порта и ремонтники с ж/д - ходят по городу свободно :)
спасибо за фотографии!
Была там 1,5 года назад, перемены к лучшему на лицо, хотя все равно у них там все очень скромно.
Про женщин в брюках мне рассказывали, мол, какое-то весьма непродолжительное время назад женщинам брюки просто не разрешалось носить. А как только разрешили - они мигом все переоделись, удобнее, на том же велосипеде. На память в юбках только работницы гостиницы были и маленькие девочки)
Деревьев почти нет на ландшафте - первое что бросается в глаза.
Да уж, бедненько, но чистенько, как говорится.
А колея точно 1435 мм? Там расстояние между российским и корейским рельсом должна составлять 5 см, а это как раз в толщину самого рельса. На глаз больще похоже на 1067 мм, как на Сахалине. В Корее ЖД тоже начинали строить японцы, так что мог такой стандарт и остаться.
Абсолютно точно. Это и железнодорожники, которые строили, говорили, и в их справке написано то же самое... Я потом спросил: покажите это полотно, вот это и показали, что на фото. Про Сахалинские метровую узкоколейку говорили, но, говорят, это только там, а в Корее везде 1435 мм (ну, только до Раджин 1520 мм еще есть).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B8#mediaviewer/File:Rail_gauge.svg

Вот чего ещё нашёл. Сравнение ширины для разной колеи. Параллельно проложенные две колеи 1520 и 1435 будут выглядеть как три рельса, причём расстояние между вторым и третьим будет минимальным.
Всё, разобрался. Вы правы. Просто узкая колея не внутри широкой, это две колеи 1 и 3 рельс и 2 и 4.
Вот вы мне спать не даете ))) Специально встал, чтоб вам это объяснить. Именно так. Я тоже раньше думал, что одно полотно внутри другого, а меня железнодорожники просветили, что через одну идут (1-3 и 2-4). Там на моем снимке, если приглядеться, то видно, что 2 и 4 без ржавчины, это и есть наша (широкая, 1520 мм) колея, потому что по ней возят хоть что-то, а по корейской (1-3) не возят, потому она и заржавела. Вот это хотел сказать, но вы сами поняли )))
А какую связь они увидели между вами и лихорадкой Эболо??? Вы же не из Африки к ним пиехали!)))