Поездка в Северную Корею (1): Полет на авиакомпании Air Koryo и аэропорт Пхеньяна

Несколько дней назад вернулся из поездки в КНДР. Для меня это стало по сути первой «настоящей» поездкой в Северную Корею. До этого были лишь набеги либо в особые зоны КНДР (Кымгансан – 2005 г., Кэсонский технопарк – 2006 и 2013 гг., Раджин – ноябрь 2014 г.), так что «по-настоящему» впервые увидел Страну чучхе. Здесь постепенно буду делиться впечатлениями и фотографиями. Кстати, некоторые из фото уже выложены вот здесь на моей сайте prokorea.ru. вот тут есть шесть альбомов: http://prokorea.ru/fotoleft.html
Часть фото будут и в ЖЖ, но основные на сайте. Смотрите и читайте, кому интересно. Рассказ будет разбит на несколько частей.





Поездка состояла из 6 полных дней + день прилета + день отлета . Подумал и решил, что лучше разбивать не столько хронологически, сколько «тематически», так как бывало, что за один день и Пхеньян захватывали и в другие места ездили. Накануне этой поездки, кстати, удалось на день через Даньдун заехат в Синыйчжу. Я включу рассказ про эту поездку сюда же. Получается 7 полных дней (если с Синыйчжу).

Принимающая сторона (Комитета по связям с заграницей) подготовили для меня интересную программу, учли журналистскую направленность (были интервью с представителями МИД, Академии соцнаук) и учли и другие пожелания (по поводу памятников Советской Армии).
Вот запланированные части рассказа. 1) Полет на авиакомпании Air Koryo и аэропорт Пхеньяна 2) Монументализм и жизнь Пхеньяна – часть 1 (памятники и объекты, построенные сравнительно давно) 3) Монументализм и жизнь Пхеньяна – часть 2 (новые объекты, сданные при Ким Чен Ыне) 4) «Святые места» КНДР – места, связанные с вождями либо посвященные им 5) Горы Мехянсан и «Музей подарков» вождям 6) Кэсон 7) Демилитаризованная зона Кореи: взгляд с Севера. 8) Синыйчжу 9) Памятники Советской Армии в КНДР + короткие впечатления от Напхо 10) Общие впечатления и замечания по поводу поездки.

Сразу скажу заранее: здесь мои ЛИЧНЫЕ впечатления, НЕ претендующие на истину в последней инстанции, пишу лишь то, что сам видел, с чем столкнулся. Допускаю и верю, что у других могло быть иначе, говорю лишь о своем опыте и о том, с чем я действительно столкнулся (что вижу – то пою))). Будут ряд впечатлений, которые идут вразрез с тем, что слышал ранее, но за свои слова ручаюсь.

В целом в КНДР рвался я уже давно, но не очень складывалось. Ну, пишешь про страну часто, про нее говорят много (в Южной Корее), очень много противоречивых слухов, а потому хотелось увидеть все самому.
Но туркомпании, узнав, что журналист, сразу отказывались: «Журналистов в КНДР не пускают!» Это на сайте туркомпаний написано, которые с КНДР работают. Пытаться «дурить» - смысла особого не было. Северяне знают журналистов, которые регулярно про них пишут, да и подставлять туркомпании не хотелось (им достается, если выясняется, что через них заехал журналист, выдав себя за «бизнесмена» или кого-то еще). Но в итоге помогло посольство КНДР в Москве и я полетел прямо из Южной Кореи.

Пересадку делал и визу получал в Пекине – самое близкое место в данном конкретном случае. (другой вариант – Владивосток, но выбрал Пекин).
Поездка организовывалась по старому древнему обычаю в стиле: «Гипс снимает, клиент уезжает, СРОЧНО!!!!» Я только прилетел из Китая же из поездки вдоль границы Китая и КНДР (в районе Даньдуня), пару дней перевел дух и обратно в ту же сторону (ну, почти).

Вопрос сразу встал с билетами. Из Пекина до Пхеньяна летают Air China (Китай) и Air Koryo (Северная Корея). Я хотел конечно для полноты ощущений лететь корейцами, но по каким-то причинам их не заказать по Интернету, а время поджимало. Уже собирался лететь китайцами и слегка двигать для этого сроки поездки, но опять же пресс-атташе посольства КНДР помог – забронировал билет. В Пекине я выкупил билет и галопом понесся в посольство КНДР – там уже виза на меня была готова и мне ее выдали за 10 минут.

Потом в самолете вместе летел с туристами, которых везла туркомпания Koryo Tours. Их турлидер начал ради любопытства сравнивать «ценники» на визы в КНДР для граждан разных стран. Вот что вышло: Великобритания – 490 юаней, Россия – 350, Китай – 210, Иран – 150, Малайзия – 0, въезд безвизовый (?!)
Турлидер также сказал, что после отмены карантина в связи с Эболой в КНДР «ринулось» рекордное количество интуристов и они готовят одну группу за другой.

В итоге – летим Air Koryo. Про компанию говорят разное, часто упирают на вопросы про безопасностью, но, насколько знаю, крупных инцидентов не было очень давно (тьфу-тьфу). С другой стороны, северокорейские авиалинии трудно назвать крупной авиакомпанией с очень развитой сетью. У них и рейсов гораздо меньше (как следствие – меньше возможность инцидентов). Но в любом случае – происшествий не было давно, и это хорошо.Специально потом посмотрел - первый (и единственный) раз северокорейский самолет разбился в Гвинее в 1983 г. Потом серьезных инцидентов не было.

Мы летели на ТУ-204. Кстати, не видел ни одной компании мира (в том числе российские), у которой все самолеты были бы российскими, а вот у Air Koryo – все российские. Наш был Ту-204. Вот его вид по прилету,



а вот другой Ту-204 катался при нас по взлетно-посадочной в аэропорту Пхеньяна.



Рядом со мной летел бразилец, с ним разговорились и он спросил: «Почему ваши авиакомпании не используют ИЛ и ТУ? Они же вроде нормальные , тем более «отечественный производитель?» Я не смог ничего по сути ответить, может спецы подскажут, куда наши самолеты идут и почему мы ими не летаем.

Зашли внутрь. Все как обычно – не шикарно, но в общем нормально было. Пространство между рядами было нормальным, видел гораздо более скученные ряды (те же китайцы иногда плотнее ставят, и «моя любимая» авиакомпания, которой не хочу летать – Nord Avia, был очень неприятный рейс Москва-Новосибирск-Москва, после которого зарекся).

Вот вид внутри салона.



Долго думал, чего же не хватает. Потом понял. В сиденьях не было рекламных журналов и прочей макулатуры, которая забивает карманы сидений. Из прессы было предложено это: «Родон Синмун» и Pyongyang Times.



Хотя маленький “косяк” все же нашелся: сиденье, на котором сидел, постоянно откидывалось немного назад против моей воли. Постоянно сидел полулежа, но это, похоже, было только у меня – у других подобного не заметил.

Телевизоры только наверху – вот в таком вот виде. Хотя на два часа полета и этого вполне хватит, можно обойтись и без фильмов. Во время полета по ТВ транслировали песни в исполнении северокорейской группы “Ынхасу” (если не ошибаюсь) – они пели песни про вождя, про революцию и прочую соответствующую тематику.


Еда была вот такой.


Похоже, что дают на китайских рейсах на такие недлинные перелеты. Специально попробовал гамбургер – съесть можно, но вкус не особо. Но опять же: лететь всего лишь два часа с небольшими “копейками”, потому и еда не особо нужна была.
Из напитков была корейская газировка, вода, пиво еще что-то (соки вроде).
При полете в Пхеньян “дьютик” не возили по салону, а на обратном пути было. Но ассортимент был бедноват, да и не покупал никто.

Стюардессы выглядели опрятно, были весьма приветливы.



В полете раздали бланки для паспортного контроля и для таможни. Там есть ряд отличий: надо писать, по чьему приглашению летите (просто так “самому” в КНДР не попасть – должен кто-то пригласить). Спросят ваш домашний адрес и запишут (у меня на паспортном контроле офицер уточнял, на какой именно улице в Москве я живу и какой телефон – я написал немного коряво. То есть это не формальность, это действительно фиксируется.

Вот это зал ожидания перед посадкой



Вот табло с вылетами на день. Хотя рейсов немного, но говорят, что раньше вообще очень мало было



В бланке для таможни не увидел “традиционных” ограничений на количество ввозимого спиртного и сигарет, но надо было записать все электронные устройства, деньги. Мобильники ввозить уже можно, но надо указывать. Желательно вообще записать всю электронику: компы, “планшетники”, фотоаппараты, видеокамеры. Фотоаппараты смотрели и регистрировали отдельно: но мой достаточно мощный 5 D Mark 2 не особо впечатлил (говорили, что не любят в КНДР серьезные фотоаппараты- у меня не было проблем вообще, спокойно пропустили, как и обычную «мыльницу»).
Про комп спросили нет ли там фильмов. Я взял «пустой» комп, потому там ничего не было, на слово поверили.

Еще одна особенность: обязательно надо указывать печатную продукцию, которую везешь – ВСЮ: журналы, газеты и прочее. Я знал про трепетное отношение северокорейских властей к ввозу печатной продукции, а потому ничего такого с собой не было, но написал, что были две газеты (как раз северокорейские, которые взял с самолета). Когда меня спросили: «что за газеты?» - я бодро гаркнул: «Родон Синмун» и «Пхеньян Таймс», мэм!» (досматривала женщина) Она засмеялась: «Это пожалуйста».

На паспортном контроле зацепился языком с пограничником. Ему было приятно поговорить с иностранцем на корейском, видать, а потому, быстро уточнив формальности, он перешел на «Как там в России?», «А если сравнить с периодом при СССР?» и прочее. Минут пять трепались за жизнь )))
В общем, досмотр при прилете тщательный, но это отнюдь не шмон. Видал пожестче и тщательней в других местах.

А , забыл сказать еще одно. Про аэропорт Пхеньяна. Его имя Сунан (маленький штрих для корееведов: в КНДР хотя понимают, но не говорят про аэропорт – 공항, только 비행장. У южан, по моим ощущениям, второе слово – это аналог «аэродрома», а первое именно «аэропорт», а вот у северян – 비행장).Вот на наклейке на багаже видно.



От самолета до здания вокзала шли пешком (там недалеко). Рядом было здание нового терминала, который откроют уже в августе. Старый терминал – небольшой, невзрачный, типа ангара, а новый – достойно выглядит.
Вот смотрите и сравнивайте: старый и рядом совсем новый.


Старый (ныне используемый) терминал (извиняюсь за качество снимка)



И вот новый



Тут качество снимка похуже, но виден терминал полностью, с контрольной башней. На стене терминала нарисован белый тигр. Сейчас идет отделка терминала внутри.



В целом общие впечатления о полете и авиакомпании. Без излишеств, но нормально. Минус был, что по интернету билеты не заказать, надо брать в офисе компании (в Пекине – в Swissotel в Honkong and Macao Centre, 1-й этаж, удобно, что относительно недалеко и посольство КНДР). Еще одно неудобство – в других авиакомпаниях уже нет такого, а в Air Koryo надо подтверждать вылет за трое суток (такое в 1990-х помню было). Мои сопровождающие несколько раз мне напомнили про это, помогли подтвердить, и я получил специальную бумажку с подтверждением.
Ну и во время полета долго гоняли песни по общему телевизору, что мешало спать.

А в остальном перелет был обычным, обслуживание – без излишеств, но необходимое было. Короче, «в норме». Можно летать Air Koryo )))

Аэропорт, как уже было сказано, пока скромный, но скоро будет на уровне и весьма красивый. Не зря его «молодой генерал» лично осматривал и указывал, как надо строить )))


Личный веб-сайт: www.prokorea.ru
Группа ВКонтакте "Новости Южной Кореи": https://vk.com/vkoree
Группа в Fфcebook: Hello This is Korea - South Korea: https://www.facebook.com/thisissouthkorea

а у Вас на сайте время московское неверно отображается)
Проверил время. Москва (на момент написания) -5-27, Сеул - 11-27.Разница 6 часов, так что все верно на сайте. Если у вас иначе отображается, то подскажите. А так не вижу ошибки.
я круглые циферблаты имею в виду.
Ну, неважно, несущественно, конечно же.
Фото интересные, но мало :-(
Жалко северных корейцев. За что им такое....
Надо будет найти повод, слетать, молодость вспомнить. :)))
Интересно! Ваши наблюдения однозначно интереснее чем у обчных туристов.

А вашу работу и "прописку" в ЮК приходилось скрывать или это никого не интересовало?
Хотел про это позже написать. Они с самого начала знали, где я нахожусь и откуда я. Заранее я еще составил справку о себе. Да и у нас на сайте РГ есть раздел об авторах, а там вся моя подноготная ))) Они прекрасно знали и я не скрывал. Что, наверное, было еще интереснее, в том числе и северянам. Им тоже было любопытно. постоянно было "А как там у них?" ))) Но вы верно спросили. Посол наш (А. Мацегора), как мне сказали, был уверен, что северяне не знают, откуда я прилетаю, "а иначе бы не пустили". Но это не так, принимающие сразу знали, что я с Юга лечу.
Интересно :) Хорошо что всех пускают. Я бы тоже съездил в СК туристом, тем более что корейский знаю на бытовом уровне.
Отличный рассказ!Продолжайте писать ,очень интересно Вас читать
Прочитал — как первая доза сильного наркотика! Актуальный материал такого масштаба про КНДР с фотографиями, что я даже не знаю, как ждать следующих обещанных частей, уже начинается ломка.
Спасибо большое!
Спасибо. интересно было почитать. А то всё в голове стереотип крутится, что КНДР - другая планета (понимаю, что стереотип, но ведь крутится же :)
Мы летали в 2013м - тогда новый терминал еще весь в строительных лесах стоял. Телефоны уже разрешали, но вот GPS-устройство (маленький навигатор) на границе отобрали под расписку и вернули потом на вылете. Хотя у половины группы телефоны были с той же GPS-навигацией, их не проверяли. Мы летали через Владивосток, и мне почему-то сказали не афишировать, что я живу за границей, так что по документам я была из Москвы и безработная. Не знаю, в чем прикол, учитывая, что европейских групп параллельно с нами было достаточно.
Здорово. Ну что телефоны теперь не надо сдавать - это новость. Но всё равно, как я понимаю, на территории КНДР им по сути можно пользоваться только как фотоаппаратом.
>Я не смог ничего по сути ответить, может спецы подскажут, куда наши самолеты идут и почему мы ими не летаем.
ты не знаешь как на английский язык перевести фразу "потому что мы туземцы и белые господа не считают что нам позволительно иметь свои собственные самолеты" - у тебя что двойка по английскому что ли?