Поездка в Северную Корею: Художественная студия Мансудэ, Пхеньян

Ниже небольшой рассказ и фотографии про поход к северокорейским художникам в гости. Мне действительно их картины нравятся, живые получаются очень...





Выставлю заметку, которую для газеты написал. Там фактура есть. По ходу будет несколько фото, но основной альбом появится в этом разделе чуть попозже: http://prokorea.ru/fotoleft/severnaya-koreya.html

А вот ссылка на видео с этой студии..
http://prokorea.ru/our-youtube-channel/video/89-khudozhestvennaya-studiya-mansude-pkhenyan-2016-mansudae-art-studio-2016.html



Мансудэ - колыбель революционного искусства Страны чучхе


Олег Кирьянов (Пхеньян – Сеул)

Многим хорошо известны характерные башни, монументы и статуи вождей, которые ассоциируются с Северной Кореей. Зарубежные любители живописи прекрасно знают и очень живые, наполненные энергией и силой картины северокорейских художников. Китайские ценители готовы платить баснословные деньги за такие произведения искусства КНДР. Благодаря помощи Корейского комитета по культурным обменам и сотрудничеству с зарубежными странами нам довелось побывать в расположенной в Пхеньяне «Художественной студии Мансудэ», которая является творцом всех наиболее знаменитых монументов Страны чучхе. Именно там собраны самые талантливые художники, скульпторы, резчики по дереву, чьи творения заставляют удивляться и восхищаться.

Роль гида в Студии Мансудэ взял приветливый сотрудник, который, как оказалось, закончил факультет английского языка, но по стечению обстоятельств трудится среди художников. «Знаете же наверное монумент «Чхоллима» - коня, который покрывает за один прыжок расстояние в тысячу ли? – спросил он меня. – Это стало самой первой работой нашей студии», - начал он экскурсию по комплексу.




Художественная студия Мансудэ начала свою работу в конце 1958 г. Тогда в ней было лишь 20- 30 сотрудников. Теперь же это целый комплекс из сорока зданий, в котором трудятся около четырех тысяч человек, 700-800 из которых являются непосредственно «бойцами фронта искусства»: художники, скульпторы и другие.

«У нас работа идет по нескольким направлениям: живопись, скульптура, архитектура, керамика, вышивка, резьба по дереву. Приходят к нам выпускники соответствующих факультетов вузов из разных уголков Кореи», - пояснили мне. На вопрос: «А где в КНДР лучшие художники или скульпторы работают?» последовал ответ: «Хвалиться нехорошо, но, пожалуй, это самое престижное место для них в нашей стране».

Созданные сотрудниками Студии Мансудэ творения можно увидеть по всей стране. Это хорошо известные монументы, которые стали своего рода визитными карточками КНДР: 170-метровая башня идей Чучхе, Арка трех хартий или Арка воссоединения, стоящая на выезде из Пхеньяна в сторону Южной Кореи, Дворец молодежи и школьников, Дворец науки и технологий и многое-многое другое. Кроме того, только Студия Мансудэ имеет право создавать статуи и картины вождей. Стоящими рядом с холмом Моранбон статуи Ким Ир Сена и Ким Чен Ира тоже созданы скульптурами этой студии. Именно туда приходят корейцы возлагать цветы на все праздники и торжественные мероприятия.



Меня в свое время восхитили картины, которые были привезены на выставку в Москву. Следует признать: художникам Студии Мансудэ удается создавать потрясающие картины в стиле социалистического реализма. Особенно замечательно получаются батальные сцены.



Нельзя, конечно, не заметить и присутствующий порой пропагандистский подтекст, но в любом случае – талант художников Страны чучхе очевиден. Когда же меня спросили: «Выбирайте, к кому в гости хотели бы сходить из наших мастеров?» - Ответ был готов: «Конечно к художникам!»

Меня завели в одну из студий, где работали два художника – мужчина и женщина. Мужчина рисовал море, а женщина – красивый осенний пейзаж. «У каждого есть своя специализация: вот например этот сотрудник известен именно своими морскими видами, а у женщины большинство городских видов, а также природы осенью и весной», - пояснил мне гид.
«Сколько у вас уходит время на картину вот типа этой?» - спросил я женщину, которая отвлеклась, чтобы поговорить с нами. – «Зависит от вдохновения, но обычно два-три месяца. Строго плана «выдачи продукции» нет – работа же творческая», - пояснила она.


Чтобы развивать ощущение прекрасного сотрудников Студии Мансудэ часто возят на различные выставки, в музеи, зимой показывают характерные заснеженные пейзажи, летом вывозят на побережье, весной и осенью устраивают экскурсии по наиболее известным горам и паркам. «Надо же помнить, как природа выглядит!» - засмеялся мужчина, делая очередной мазок на изображении волны.


В следующей студии трудился уже более возрастной художник. «Это один из самых известных наших мастеров. Имеет звание заслуженного художника КНДР. Работает в основном в стиле традиционной корейской живописи», - сказал мне гид. Как раз за выполнением такой картины мы и застали мастера. Он же лишь мельком улыбнулся нам и снова погрузился в работу. Я не большой знаток и любитель традиционной восточной живописи, но одна из картин поразила. В мастерской стоял набросок головы тигра. Глаза у хищника были действительно как живые, это просто надо видеть, словами трудно передать.



Впрочем, «как живые», «заряженные энергией», «мощью» можно сказать про очень многие картины. Особенно это касается тех, что связаны с современностью: сцены «рабочих побед», битвы с врагом, обычных людей Северной Кореи – у художников Студии Мансудэ получается сделать так, что картина буквально пышет энергией.
«Говорят, что китайские коллекционеры без ума от ваших картин?» - спросил я, когда мы, поблагодарив художников, вышли из мастерских. «Бывали случаи, когда к нам приходили в выставочный зал и говорили: «Любую цену называйте – тут же беру!», - смеется мой гид, говоря, что «не все продается» и тут же предлагает: «Раз уж разговор зашел, то пойдемте посмотрим выставочный зал».

В нем были многие из шедевров, которыми гордится студия. Значительную часть из них можно приобрести. Цены разные – от 5 долларов за небольшую вазочку, выполненную в древнем стиле, до огромной картины за 30 тысяч долларов. Впрочем, один китайский знакомый искренне меня просил купить самую дорогую картину, предлагая сразу деньги: «Все равно в Китае они стоят в четыре-пять раз больше, а то и дороже. Картины северокорейских мастеров у нас очень ценятся!»


Тут же рассказали про еще одно направление работы. Скульпторов КНДР часто приглашают в другие страны, где требуется возвести что-то грандиозное. Из последних известных памятников – Монумент независимости в Намибии и «Возрождение Африки» в столице Сенегала. Про него мне с гордостью сказали, что он «на два-три метра выше, чем Статуя свободы в Нью-Йорке». Среди заказчиков больших монументов вообще много представителей Черного континента – Зимбабве, Ангола, Бенин, Намибия, Эфиопия и другие. Большое, масштабное и грандиозное, как уже говорилось, у северокорейцев получается делать очень хорошо.



Последние появившиеся в Пхеньяне строения – Дворец науки, улица ученых Мирэ, несколько новых кварталов столицы – все это не дает усомниться, что с чувством прекрасного у сотрудников Студии Мансудэ все в порядке.
Правда, вот одного вы точно не найдете. «Кубизм, сюрреализм? Нет, это не наше! Те картины и скульптуры зарубежных мастеров мы сами не понимаем. Мы работаем только в стиле соцреализма или в традиционном корейском стиле», - пояснила мне сотрудница выставочного зала Художественной студии Мансудэ.
В любом случае, если будет шанс сходить на выставку работ мастеров кисти, скульпторов КНДР– не упустите шанс, там действительно всегда есть на что посмотреть.





Recent Posts from This Journal

О, спасибо за наводку. Будет куда пойти за подарками! 5 долларов, говоришь? :)
Корейцы не гнушаются ставить монументы и поближе, лишь бы деньги платили. Монголы говорили, что бронзовую статую Сухэ-Батора, которой в 2011 г. заменили оригинальную, из гранита, им соорудили корейцы.
http://atsman.livejournal.com/1724703.html
Спасибо, ну, от 5 долларов (но не картины конечно), там всякие мелочи. Я взял две маленькие вазочки по 10 долларов.
(*Задумчиво*) Интересно, как с вывозом культурных ценностей? Справочку дают?
Про другие места не знаю, конкретно там давали справку на вывоз, не прося допоплаты.
(*Не теряя самообладания*) Какая шутка, il_lungo? В Советском Союзе не жили? Китайцы не отбирали при выезде лубочные картинки, зажигалки?
Да, причем сами настаивали,чтобы я обязательно взял справку (хотя я, с моей точки зрения, мелочь покупал). Но на выезде потребовалась...
Кому как не местным знать, как у них устроено, все улочки-закоулочки да что почем? :)))
Кабы иностранцы еще понимали ход их мыслей! Тогда было бы вовсе замечательно!

Они чудесны, даже с учетом идеологии.
У меня есть картина-вышивка на шелке, нашел ее на пустующей госдаче в детстве. :) Судя по всему, с Севера. Очень красивая.

Нет принтера у дяденьки на первой фотке, вот и мучается :) А если серьезно, то в первую очередб бросились не картины, а то, что художники сидят в помещении в верхней одежде. Это как понимать ? Искусство чучхе не согревает ? Или это такое погружение в образ, для более лучшего отображения холода на картинах ?
))) Был в конце февраля, в помещениях холодно конечно, потому так и сидят. Вообще, смотрю, у корейцев (у всех) вопрос теплоизоляции зимой остро стоит. Вот в Южной Корее живу - щели в палец, ветер гуляет (так построили), но на Юге подогрев включить можно, а на Севере везде зимой прохладно.
На Юге центрального отопления тоже нет. Там тоже постоянно то ли масляные, то ли бензиновые обогреватели включают, греются. Вонища стоит ужасная, башка постоянно болит. В Европе, кстати, тоже такое есть.
В последние годы довелось поездить по разным странам и я понял одно, что в России топят зимой лучше всего. Японисты жаловались, что и в Японии зимой (в помещениях) дубак вечный...
Главное, чтоб топили. А то помнишь, как в 90-е на факультете в "школе" в польтах сидели и с тоской поглядывали на неработающие печи-голландки до потолка. И на парты, в качестве растопки...
Привычка. Выработанная холодным климатом. В богатой Европе тоже экономят на отоплении или если топят то топить не умеют. Камин разве это отопление?
"...оящими рядом с холмом Моранбон статуи Ким Ир Сена и Ким Чен Ына..."

Внуку уже памятник поставили?? Или опечатка.
Опечатка, спасибо, что сказали, я и не заметил, поправлю сейчас
Ты, вроде, уже о живописи писал. Не знаю, корейский соцреализм какой-то статичный. Вот взять, к примеру, ту самую картину с пулемётчиком. Есть ли ощущение боя? Отбитой атаки? Так комбайнёр после трудового дня покуривал бы. Такое ощущение, что было получено задание: нарисовать такую-то тему. И художник просто отработал номер, как говорится, "спустя кое-как". Нет там жизни, нет переживания. Тема сама по себе, художник сам по себе.
У тётеньки в красной куртке манера интересная. Правда, расстояние слишком близкое, не совсем понять можно, но, похоже на какой-то микс из соцреализма и листвы из импрессионизма (в прошлом посту про севкор живопись, кажется, что-то в похожем стиле было).
Тигр - крут! Очень хорош. Не эксперт, но, на мой взгляд - это самая перспективная тема: микс из восточной и западной манеры.
Картинки на второй с конца фотке - действительно из серии "нет фотоаппарата, вот и мучаются". Просто отображение факта, нет там чувтсва самого художника (что, кстати, характерно для д/восточного искусства вообще: "отображай то, что реально произошло, не добавляй своих впечатлений" - см. жанр историч. записки, путевые дневники)

Корейская скульптура - на мой взгляд, вообще ни о чём. Нет в них никакой динамики, сколько ты скачущих лошадей ни выпиливай. У Мухиной в "Рабочем и колхознице" динамики, устремлённости вперёд на порядок больше, хоть они и стоят, а не скачут.

В общем, хоть я и социализм люблю, и Сев. Корея мне симпатична, но когда они пытаются копировать советский соцреализм, то получается плохо. Но для китайцев сойдёт, они, по сути, такие же. Для них это - пис оф ностальжи. (про папуасов политкорректно молчу)
Ну ты ващеее, как бы сказать - критик-искусствовед. Еще бы очочки и козлиную бородку ))) Мне так просто - "нравится-не нравится", на больший анализ меня не хватает ))
За бородку ответишь!!!!! :)))))
А ты сам-то, сам-то без греха, что ли? Кто курсы эрмитажные заканчувал, а? "Игра светотеней на пухлом теле младенца достигает своего апогея!!!"

Edited at 2016-04-20 06:55 am (UTC)
Грешен был, признаю... И я на безрыбье перед золотым тельцом в позу встал ))
Явно у чуваков проблема с отоплением.
Оркестр "Самчжиен" тоже относится к художественному объединению Мансудэ. В нем играла до поступления в Моранбон первый худрук ансамбля Сен-у Хян Хи. К сожалениюна ютубе единственные видео это новогодний концери 2011 года.
Я сам лично совершенно не поклонник имперссионизма абсиракуионизма и прочей хрени, потому предпочитают реализм и потому мне очень нравятся картины северокоейских художников. Уважаемый hanber в свое время несколько раз в своем жж публиковал материалы о северокорейских художниках и их произведениях. До сих пор помню одну картину карандашом, где две девушки студентки в юбках выше колен у одной юбка с разрезом и она еще ножку поставила что в этот разрез попала.