Хотят США или нет, но они подталкивают КНДР к новым ракетно-ядерным фейерверкам...

Некоторые мысли по поводу ожиданий возобновления шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР. Не знаю, у всех вроде бы своя правда, а в итоге - патовая ситуация, что чревато новым обострением. Китаю пока не удается посадить всех за стол переговоров, хотя очень старается. Писал материал для "РГ", не знаю, выставят или нет, больше рассуждения, а не "горящий повод", да и праздники сейчас ))) Потому выставлю-ка это здесь для начала...

Пассивность США в переговорах провоцирует Пхеньян на рискованные шаги

В последнее время наблюдается резкий рост дипломатической активности представителей стран, участвующих в шестисторонних переговорах по ядерной проблеме Северной Кореи. Это, а также некоторые заявления высокопоставленных лиц дали повод предположить экспертам, что после пятилетнего перерыва стороны смогут возобновить консультации. Очевидно, что особенно сильно этого добивается Пекин. Однако если раньше зачастую была проблема в нежелании Пхеньяна садиться за стол переговоров, то теперь предварительные условия выдвигают Соединенные Штаты, не скрывая своего в целом пассивного настроя.
Напомним, что шестисторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР стартовали в 2003 году и продолжались с переменным успехом вплоть до 2008 г. Затем КНДР отказалась от консультаций, выразив протест по поводу осуждения ООН ракетных запусков Северной Кореи. В 2009, 2012 и 2013 гг. Пхеньян произвел новые ракетные и ядерные испытания. В последние пять лет переговоры не возобновлялись, хотя формально механизм шестистороннего диалога не считается аннулированным.
Предположения о том, что «шестисторонка» «вот-вот возобновится» появились среди южнокорейских экспертов сразу после заявлений замминистра иностранных дел Китай У Давэя. Комментируя итоги двусторонних консультаций с представителями США, У, который возглавляет делегацию КНР на «шестисторонке», подчеркнул, что он «уверен в возобновлении консультаций по ядерному вопросу КНДР». У также добавил, что Пекин и Вашингтон «работают в направлении сближения позиций».
Реакция большинства южнокорейских экспертов была следующей: если бы прогресса не было, то высокопоставленный представитель Китая не стал бы подчеркивать свою «уверенность». Это даже несмотря на то, что У не стал называть даже приблизительной даты возможной новой встречи. «Главный переговорщик от Китая подчеркнул, что он уверен в возобновлении консультаций. Если бы не было прогресса в диалоге с США по этому вопросу, то он бы не стал так говорить. Для Китая будет определенным унижением, если консультации не стартуют в ближайшем будущем», - предположил научный сотрудник НИИ проблем объединения Южной Кореи Чхве Чжин Ук.
Действительно, судя по поведению Пекина, он прикладывает очень активные усилия для реанимации «шестисторонки». В последнее время прошла целая серия встреч представителей КНР и КНДР, по итогам которых стороны подчеркивали, что они готовы «хоть завтра» возобновить консультации.
Кроме того, Пекин, видя определенную пассивность со стороны других участников, пытается изобрести разные способы, чтобы хоть как-то добиться прогресса. Проведя несколько недель назад в Китае научную конференцию, куда пригласили ответственных представителей и экспертов от стран-участниц переговорного процесса, Пекин решил повторить ход. Как стало известно, 12-13 ноября в китайском Тяньцзине пройдет новая международная конференция по проблематике мира и безопасности в Северо-Восточной Азии. Приглашены ученые и официальные лица со стороны России, США, КНР, Японии, Южной Кореи, КНДР и Монголии. Китайские организаторы как в предыдущий раз, так и теперь не скрывают того, что хотели бы видеть на конференции и высокопоставленных официальных представителей правительств приглашенных стран. То есть налицо попытка создать промежуточный трамплин для возобновления уже формальных консультаций в рамках «шестисторонки».
Такие устремления Пекина поддерживает не только Пхеньян, но и Россия, которая также в последнее время неоднократно заявляла о желательности возобновления диалога.
Правда, несмотря на появившийся в экспертной среде осторожный оптимизм не все так-то просто. Очевидно, что в противовес «активному треугольнику» стран (КНР-Россия-КНДР) сформировался и «пассивный треугольник» (США-Япония-Южная Корея), представители которого не торопятся возобновлять общение. Тон в этом задает Вашингтон, который вкупе с Сеулом, уже выдвинул достаточно жесткие предварительные условия: переговоры не возобновятся, пока КНДР не сделает реальных шагов в сторону денуклеаризации. Именно в этом русле и высказались несколько дней назад представители США, что стало серьезным контрастом на фоне «уверенности» замминистра иностранных дел Китая. Это отмечают и эксперты.
«Не думаю, что переговоры возобновятся, учитывая позицию США. Для Соединенных Штатов это сейчас не является ни приоритетом, ни каким-то срочным вопросом», - отметил научный сотрудник южнокорейского НИИ имени короля Сечжона Пэк Хак Сун. Он добавил, что поведение Вашингтона доказывает одно: США предпочитают статус-кво какому-либо прогрессу.
Американцы же постоянно указывают на то, что они больше не будут попадаться в традиционную северокорейскую ловушку, когда переговоры использовались просто для затягивания времени, а потому и выдвигают предварительные условия. Сеул и Токио в этом плане следуют в фарватере политики Вашингтона. Скорее всего союзники подтвердят эту общую позицию в ходе запланированных на 6 ноября в США трехсторонних консультаций, где будут присутствовать как раз те дипломаты, которые отвечают за переговоры по ядерной проблематике Пхеньяна.
КНДР же изо дня в день дает сигналы о том, что она готова к консультациям, но без предварительных уступок. Так, в последнее время Пхеньян через различные каналы заявил примерно следующее: ядерную программу «не сдадим», «сколько бы на нас США ни давили, мы все равно не уступим» и т.п. То есть, и КНДР не хочет ничего отдавать заранее.
Проблема же заключается в том, что КНДР может в итоге пойти на такие шаги, которые заставят США «повнимательнее» отнестись к Пхеньяну и превратят ядерную проблему Пхеньяна уже в «неотложный вопрос американской дипломатии». Речь идет в первую очередь о возможности проведения Северной Кореей новых ядерных либо ракетных испытаний. Но чтобы «подбодрить» Вашингтон Пхеньяну придется придумывать уже что-то «новое», так как аналогичные испытания уже проводились и к ним как бы «уже привыкли». Заставить США по-иному воспринимать КНДР может, например, детонация уранового ядерного боезаряда Пхеньяном, тогда как раньше подрывались только плутониевые. Либо, допустим, запуск межконтинентальной баллистической ракеты, но уже либо повышенной дальности либо которая бы показала, что КНДР преуспела не в запуске мирных спутников, а именно в создании боевых ракет, способных доставлять боеголовки на территорию врага. Понятно, что Китай и Москва будут сейчас всячески отговаривать Пхеньян от подобных шагов, так как ядерные и ракетные испытания не в интересах Пекина, но в случае «затяжной» пассивности США по поводу переговоров все может пойти именно по этому сценарию.
Тем временем Северная Корея, судя по поступающим данным, продолжает раскручивать маховик своих ракетных и ядерных программ. По данным США и Южной Кореи, КНДР возобновила работу атомного реактора в Ёнбёне, что позволяет Северной Корее нарабатывать материалы для создания новых ядерных боезарядов. Появилась информация и по расширению инфраструктуры полигонов, где Северная Корея проводила ядерные и ракетные испытания.
То есть затягивание времени с возобновлением переговоров отнюдь не делает ситуацию в регионе менее взрывоопасной, скорее наоборот. Другой вопрос, что получается тупиковая ситуация, когда у каждой стороны: «своя правда». США больше не верят КНДР и требуют на деле хоть чем-то доказать свою готовность двигаться в сторону ядерного разоружения. Пхеньян же не хочет ничего отдавать просто так, подозревая, что эти уступки просто «прикарманят», ничего не дав взамен. Китай при поддержке России под тем или иным предлогом пытается сделать хоты бы маленький «шажок» в сторону реанимации «шестисторонки», но пока все это натыкается на пассивность Вашингтона, для которого, пожалуй, сейчас ситуация вокруг КНДР действительно выглядит «менее чрезвычайной» и срочной по сравнению со, скажем, Сирией, Ираном или Афганистаном. Другой вопрос, стоит ли доводить до того, когда КНДР сделает так, что и Северная Корея пополнит список приоритетов внешней политики США…
Видите, американцев интересует одно - чтобы было тихо и у северян не было ядерных бомб. Ровно то же заботит китайцев. Американци не верят, что северяне в результате любых переговоров от ядерного оружия откажутся. Так что и смысла нет. С другой сторон стороны северянам очень-очень нужны деньги. А для этого нужно ослабление санкций.
Устраивать сейчас бабах для них очень плохая идея. Время, на самом деле, работает против них. Очень много говорят о внешнеполитических аспектах и очень мало -цеверо корейских внутриполитических и экономических. А решают - последние.
Видите, американцев интересует одно - чтобы было тихо и у северян не было ядерных бомб ...
-----------------------------------
Для американцев КНДР интересна только в плане оправдания наличия своих военных баз по восточному периметру Азии, направленных против России и КНР ...
А если бабаха не будет, те же санкции так и останутся. и вообще разговора не будет. Бабахнут - что еще можно сделать? А так хоть смогут вынудить США шевелиться, в том и проблема, что такая логика получается у Пхеньяна.
Насчет денег - в последнее время в КНДР вроде бы экономически не так уж и плохо (понятно, по их меркам). Однозначно не хуже, чем до бабахов 2009 и 2012, санкции не особо на них повлияли, хотя какой-то эффект все же ест.
Если бабаха не будет, и руководство северян сделает какие-то движения к реальности, то переговоры постепенно образуются.
Видите, с экономикой там действительно несколько лучше. Только вопрос за счет чего. А лучше за счет негосударственного сектора. Который все растет и размывает роль центрального руководства "пусть тот молчит, кто за вино не платит" кроме того чрезвычайно ростет роль китайцев - как единственного партнера и инвестора - и на негосударственном уровне. А ребята наверху - националисты. И информационный контроль они уже потеряли. Т.е. если ону устроят есче один бабах и добьются ужесточения санкций и ничего больше - им стоит серьезно опасаться за шкуру. Местному бизнесу это не понравится - а в нем все, включая военных и партапарат.
На счет чего с экономикой КНДР лучше есть разные версии, не только частный сектор.... Информационный контроль потеряли? Я бы сказал, что чуток подослабили, не более того, да проникло много, не в критических количествах, чтобы серьезно угрожать стабильности.
А если б КНДР учитывала эту логику (переговоры рано или поздно будут, надо только потерпеть), то в 2009 г. не устроила бы подарок к инаугурации Обаме. Уже тогда было ясно, что санкции обеспечены, ничего, жахнули В 2012 г. Китай предупреждал, что "не надо", ничего - бабахнули.Экономика их не очень сильно останавливает, тем более, что сейчас. Ужесточение санкций? С чьей стороны? США, Запад, Япония - исчерпали, с ними мизерная торговля и так.Что еще можно сделать? Китай только, да, он может вентилем покрутить, но не перекроет никогда, вот это ребята в Пхеньяне очень хорошо знают, потому и бабахают, если им приспичивает. Доля Китая уже в 2009 г. перевалила за 50 % внешней торговли КНДР, ничего, не особо остановило это. Так что эта логика вряд ли сработает,а местный бизнес еще та "сила" для КНДР ))), это не Запад, будут молчать, никуда не денутся, в том числе потому, что там и военные и партаппарат.
По поводу экономики там все вполне ясно. Информационный контроль именно что потеряли - это не следствие какой-либо проактивной политики. А реальная невозможность больше контролировать правильный приемник, телевизор, сотовый телефон на китайской границе, видео ленты и диски. И я думаю Вы недооцениваете решительность Китая в случае рельной необходимости. Китаю жизненно важно беспроблемное участие в мировой экономике - а Корея не важна совсем. Но дело даже не в этом - все ранвно они постепенно получают север. Кто контролирует рельную экономику - тот контролирует политику. А китайский бизнес уже вовсю в Корее. В 2009 году да, не учитывали, это была классическая заявка на новую разыгровку помощи. А в 2012 - я бы сильно заинтересовался насколько вообще цели былу внутриполитические - укрепление престижа нового Кима и демонстрация крепости режима как внутри так и снаружи. Но дальнейшие выступления реально рискованы. И я думаю, Вы ошибаетесь, начет степени влияния местного бизнеса. Похоже сейчас очень небольшое число выших чиновников реально получает основные блага от государства. Остальные получают от него посты - но деньги - от бизнеса. Включая аппарат ЦК скажем. Они и есть тот бизнес. И в случае чего вопрос будет стоять - кто сможет договориться с китайцами.